Таинственный Колосс

23 января 2006
0
8208


Авторы второй гипотезы исходят не из инженерных расчетов, а из того, что Колосс представлял из себя бога Гелиоса, значит его место скорее всего находилось возле одноименного храма. Главный храм бога - покровителя, по всей вероятности, стоял в центре города. На первый взгляд, предположение кажется логичным и ясным, но при этом, не учитывается одно обстоятельство - размеры статуи. Чтобы люди могли рассмотреть своего 35-метрового Гелиоса (высотой с 10-этажный дом), необходимо было оставить в центре города большое незастроенное пространство. Археологические раскопки не подтверждают столь своеобразную планировку города.

Неужели родосские жители соорудили бронзового истукана, чтобы копошиться у его ног, подобно муравьям, и благоговейно созерцать могучие ступни? Возможно, но сомнительно. Греки придавали особенное значение соразмерности и всегда соблюдали пропорции. Общественные здания и жилые дома в городе были преимущественно двухэтажными. Ставить рядом с ними скульптуру исполинского роста просто не имело смысла!

Приходиться признать: мы не знаем, где стоял Колосс Родосский, слишком мало объективных данных.

Но, может быть, хотя бы с изготовлением статуи дело обстоит проще?

На эту тему есть подробный рассказ Филона Византийского, однако подлинность самого текста вызывает некоторые сомнения. Историки подозревают, что под именем писал свои сочинения ритор, живший в более позднее время.

Технологический процесс отливки бронзовой статуи, как его представил Филон, тоже довольно странный. Филон описал поэтапную отливку, слой за слоем, но этот сложный процесс вряд ли был практически осуществим. Кроме того, такой способ противоречит всему, что известно о технологии отливки бронзовых изделий в Античной Греции.

Все крупные бронзовые изделия, изготовленные в Греции в тот период составлены из отдельных частей. Такая технология предполагает изготовление моделей и литейных форм и имеет важное преимущество: заранее видно, что получится в результате. При отливке целой статуи в несколько приемов тоже сначала нужно сделать модель и литейную форму, но такой способ, описанный Филоном, более рискованный. Убедиться, получилась ли удачная, качественная отливка, можно только после завершения всей работы.

Как бы то ни было, греческие мастера преодолели все технические сложности и изготовили гигантскую бронзовую фигуру. Но мы совершенно не знаем, как в действительности выглядела статуя Гелиоса на острове Родос. Можно только предполагать, что облик бога солнца соответствовал принятым в Древней Греции канонам - обнаженный юноша атлетического сложения с лучистым ореолом на голове. Его поза зависила от местоположения статуи. Если Колосс стоял перед храмом, возможно, его поза была более спокойной, с переносом веса на одну ногу. Если Гелиос простирал вверх одну руку с факелом (как американская статуя Свободы), то рост Колосса от ступней до макушки, возможно, был не 35 метров, а несколько меньше. Впрочем, это ценное наблюдение нам тоже ничего не дает - в античных текстах нет упоминаний о факеле в руке Колосса Родосского.

Интуиция подсказывает, что гигантская статуя была наглядным выражением мощи и процветания островного государства. Колосс должен был стоять на берегу, при входе в гавань, чтобы его было видно с моря издалека. Но все имеющиеся фактические данные противоречат этому предположению. В пользу гипотезы об установке Гелиоса в гавани можно привести еще тот факт, что жители соорудили своего Колосса в честь снятия острова с осады, а противник прибыл со стороны моря. Кроме того, нельзя оставить без внимания и неустойчивость статуи, ведь грандиозный Гелиос простоял относительно недолго - всего 66 лет. Разрушенного Колосса не пытались восстановить после землетрясения. Не исключено, что он частично обрушился в море и недостающие фрагменты было невозможно достать. Но это уже домыслы. Если достоверных фактов пока нет, можно с полным правом дать волю своей фантазии!
Информация