Ожидает ли нас столкновение цивилизаций?
В прошлом году аналитики Министерства обороны Великобритании опубликовали интересный аналитический документ. Среди разнообразных футурологических картин, нас ждет ряд малоприятных прогнозов. О чем же предупреждают предсказатели?
В ближайшие три десятилетия ситуация в мире будет ухудшаться: возрастут угрозы со стороны исламского фундаментализма, международного терроризма, появятся новые опасные виды вооружений. Произойдет усиление напряженности между исламским миром и западной цивилизацией.
Будет создана технология вживления в человеческий мозг микросхем, через которые можно будет управлять действиями человека. Увеличится международная преступность. Климат станет менее стабильным, что создаст угрозу неожиданных природных катастроф и угрожающих изменений в природе. И это еще не все, читаем дальше.
Глобализация останется долгосрочным феноменом развития мировой экономики, что приведет к увеличению прямых зарубежных инвестиций в различные страны, а также развитию мировой торговли. В результате произойдет увеличение уровня зависимости различных стран и регионов друг от друга, и внутренние национальные рынки станут менее защищенными от внешних опасностей.
И вот мы подошли к самому интересному прогнозу. Но прежде чем мы его рассмотрим, обратимся к трудам знаменитого политолога С. Хантингтона. Вот его исходный тезис: "ХXI век будет веком борьбы различных цивилизаций!" Главную угрозу человечеству в грядущем столкновении цивилизаций он увидел в мусульманской культуре и Китае. И здесь лондонские аналитики вторят ему: "В мировом обществе продолжится расслоение, что станет одной из главных социальных и культурных проблем XXI века!" Неужели все настолько плачевно?
Разумеется, нет. В той же Великобритании живет член Палаты лордов, открыто заявивший, что ему известен секрет, который позволит представителям различных культур жить дружно. В своей книге "Достоинство различия" Джонатан Сакс пишет, что все религии следует признать не только "спасительными", но и истинными. Несмотря на то, что автор книги - ортодоксальный раввин, он не побоялся написать о совместной молитве представителей разных религий.
Такой подход вызвал шок и явное непонимание, прежде всего в среде религиозных деятелей. Хотя, по сути, при всем моем уважении к его гражданской позиции, Сакс предложил пустышку - объединение без стержня. Он не объяснил, за счет чего сможет произойти объединение культур.
За пять лет, прошедшие с первой публикации этой работы, страсти улеглись. Но воз и ныне там. Жуткие войны и теракты не прекращаются, и мы спрашиваем себя: "Ну, сколько еще можно терпеть?!". Ведь страшно в первую очередь за наших детей, которые получают в наследство от нас этот кошмарный мир.
Подобные явления были предсказаны каббалистами давно. Ведь предметом их изучения как раз и является сила, приводящая в движение как процессы разъединения, так и интеграции. Еще в начале прошлого века выдающийся ученый-каббалист Й. Ашлаг писал, что "эго" - желание человека получать удовольствия "для себя" - все возрастает, но в рамках устоявшейся культуры не находит конструктивного пути для развития.
А наш современник, М. Лайтман отмечает, что "эгоизм, как природное желание получать, является основой жизни. Но абсолютный эгоизм приводит к личной опасности, конфликтам, неустойчивости общества, поскольку выгода достигается за счет ущерба другим и требует дополнительной силы для защиты добытого".
Отсюда следует вывод, что некоторая степень альтруизма должна возникнуть по чисто эгоистическим причинам. По этому поводу, известный американский социолог А. Этциони довольно мудро заметил: "Чтобы государства хотели обходиться без насилия в своих взаимоотношениях, чтобы они были готовы к компромиссам, чтобы им удавалось договариваться между собой, а также терпимо относиться к людям, молящимся иным богам и относящимся к иной субкультуре, исключительна важна приверженность идеям общего блага".
Нам жизненно необходимо выработать прочную платформу планетарной альтруистической культуры. Деление на расы, национальности, народы, ментальности, которое произошло в течение истории, - естественно, так как внутри этот процесс шел за счет роста того же эгоизма, желания удовольствия исключительно для себя. Но сегодня, как ни странно, можно от разделения прийти к объединению.
Сохраняя всю уникальность каждого - человека, народа, цивилизации - мы способны подняться над любыми различиями. Это показала наука каббала, объединившая миллионы людей из десятков стран мира. Этика на основе каббалы привлекает все большее количество представителей различных религий, деятелей культуры и ученых со всех концов света. Это мировоззрение, как оказалось, способно вывести человека и мир из состояния затянувшегося кризиса.
Поэтому - говорят каббалисты - у нас есть все шансы на близкие перемены. Они утверждают, что XXI век, возможно, станет эрой внутренней духовной перестройки человека, смены общественных ценностей. Ведь отношение людей к миру и себе самым коренным образом изменится. И потому, чтобы там не говорили о каббале, но если она способна нас объединить, то "Вива де ля каббала!"
В ближайшие три десятилетия ситуация в мире будет ухудшаться: возрастут угрозы со стороны исламского фундаментализма, международного терроризма, появятся новые опасные виды вооружений. Произойдет усиление напряженности между исламским миром и западной цивилизацией.
Будет создана технология вживления в человеческий мозг микросхем, через которые можно будет управлять действиями человека. Увеличится международная преступность. Климат станет менее стабильным, что создаст угрозу неожиданных природных катастроф и угрожающих изменений в природе. И это еще не все, читаем дальше.
Глобализация останется долгосрочным феноменом развития мировой экономики, что приведет к увеличению прямых зарубежных инвестиций в различные страны, а также развитию мировой торговли. В результате произойдет увеличение уровня зависимости различных стран и регионов друг от друга, и внутренние национальные рынки станут менее защищенными от внешних опасностей.
И вот мы подошли к самому интересному прогнозу. Но прежде чем мы его рассмотрим, обратимся к трудам знаменитого политолога С. Хантингтона. Вот его исходный тезис: "ХXI век будет веком борьбы различных цивилизаций!" Главную угрозу человечеству в грядущем столкновении цивилизаций он увидел в мусульманской культуре и Китае. И здесь лондонские аналитики вторят ему: "В мировом обществе продолжится расслоение, что станет одной из главных социальных и культурных проблем XXI века!" Неужели все настолько плачевно?
Разумеется, нет. В той же Великобритании живет член Палаты лордов, открыто заявивший, что ему известен секрет, который позволит представителям различных культур жить дружно. В своей книге "Достоинство различия" Джонатан Сакс пишет, что все религии следует признать не только "спасительными", но и истинными. Несмотря на то, что автор книги - ортодоксальный раввин, он не побоялся написать о совместной молитве представителей разных религий.
Такой подход вызвал шок и явное непонимание, прежде всего в среде религиозных деятелей. Хотя, по сути, при всем моем уважении к его гражданской позиции, Сакс предложил пустышку - объединение без стержня. Он не объяснил, за счет чего сможет произойти объединение культур.
За пять лет, прошедшие с первой публикации этой работы, страсти улеглись. Но воз и ныне там. Жуткие войны и теракты не прекращаются, и мы спрашиваем себя: "Ну, сколько еще можно терпеть?!". Ведь страшно в первую очередь за наших детей, которые получают в наследство от нас этот кошмарный мир.
Подобные явления были предсказаны каббалистами давно. Ведь предметом их изучения как раз и является сила, приводящая в движение как процессы разъединения, так и интеграции. Еще в начале прошлого века выдающийся ученый-каббалист Й. Ашлаг писал, что "эго" - желание человека получать удовольствия "для себя" - все возрастает, но в рамках устоявшейся культуры не находит конструктивного пути для развития.
А наш современник, М. Лайтман отмечает, что "эгоизм, как природное желание получать, является основой жизни. Но абсолютный эгоизм приводит к личной опасности, конфликтам, неустойчивости общества, поскольку выгода достигается за счет ущерба другим и требует дополнительной силы для защиты добытого".
Отсюда следует вывод, что некоторая степень альтруизма должна возникнуть по чисто эгоистическим причинам. По этому поводу, известный американский социолог А. Этциони довольно мудро заметил: "Чтобы государства хотели обходиться без насилия в своих взаимоотношениях, чтобы они были готовы к компромиссам, чтобы им удавалось договариваться между собой, а также терпимо относиться к людям, молящимся иным богам и относящимся к иной субкультуре, исключительна важна приверженность идеям общего блага".
Нам жизненно необходимо выработать прочную платформу планетарной альтруистической культуры. Деление на расы, национальности, народы, ментальности, которое произошло в течение истории, - естественно, так как внутри этот процесс шел за счет роста того же эгоизма, желания удовольствия исключительно для себя. Но сегодня, как ни странно, можно от разделения прийти к объединению.
Сохраняя всю уникальность каждого - человека, народа, цивилизации - мы способны подняться над любыми различиями. Это показала наука каббала, объединившая миллионы людей из десятков стран мира. Этика на основе каббалы привлекает все большее количество представителей различных религий, деятелей культуры и ученых со всех концов света. Это мировоззрение, как оказалось, способно вывести человека и мир из состояния затянувшегося кризиса.
Поэтому - говорят каббалисты - у нас есть все шансы на близкие перемены. Они утверждают, что XXI век, возможно, станет эрой внутренней духовной перестройки человека, смены общественных ценностей. Ведь отношение людей к миру и себе самым коренным образом изменится. И потому, чтобы там не говорили о каббале, но если она способна нас объединить, то "Вива де ля каббала!"
Информация
Комментарии
1 |
kostag1961
03 марта 2009 04:46:46
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно