Дольмены Абхазии и другие «домики духов»
Во многих странах мира есть загадочные сооружения времен неолита - дольмены. Обычно их датируют примерно 2400-1400 годами до н. э. Чаще всего это несколько каменных плит, одна из которых покоится в качестве «крышки» на других, поставленных вертикально. В одной из боковых стенок, как правило, есть круглое отверстие. Оно кажется просверленным. Если другие не вполне еще изученные сооружения той же эпохи - менгиры - можно объяснить то ли солярным, то ли фаллическим культом, то предназначение «домиков» дольменов остается загадкой.
Проще всего, конечно, считать их могильниками. В самом деле, в некоторых из дольменов находят кости, правда, чаще не скелеты, а только черепа. Но не доказано, что именно для этого данные сооружения изначально предназначены. Некоторые ученые утверждают, что каждый такой мегалит является чем-то вроде «домика для души». Само же слово «дольмен» - кельтское, означает «каменный стол», - прижилось в науке для обозначения однотипных сооружений вне зависимости от их местонахождения.
На Земле дольмены распространены достаточно широко, однако не повсеместно. Есть несколько районов, где их значительно больше, чем в других местах. Для жителей России тема дольменов особенно интересна, поскольку один из наиболее насыщенных ими районов находится именно у нас - близ черноморского побережья Кубани. В частности, немало этих загадочных сооружений можно найти в окрестностях Геленджика. Немало дольменов и в соседней Абхазии, в том числе вблизи Сухуми.
Связать их строительство с какой-либо одной неолитической культурой пока не удается. Датированные примерно одной эпохой дольмены есть и в столь удаленных от Черного моря регионах, что даже самые смелые исследователи не рискуют считать эти сооружения делом рук одной группы племен.
В этой связи приведу в пример группы дольменов, расположенных в противоположном краю Евразии - в Южной Корее. Любопытно, что корейские дольмены расположены только на одном острове - пятом по величине в Западном море, то есть к западу от самого Корейского полуострова. Называется этот остров Ганхвадо. Ученые считают, что имеющимся на нем сооружениям приблизительно четыре тысячи лет, а именно к этому времени специалисты относят и строительство подобных мегалитов на Кавказе. Сами корейцы раньше считали, что это могилы 80 древних вождей. Однако от эпохи бронзового века нас отделяет так много поколений, что это можно воспринимать как легенду. Размер плит в корейских дольменах вполне типичен - толщина чуть более полуметра, высота около двух метров, длина обычно порядка 2,5 метра. Вес отдельных плит доходит до сорока тонн, что, замечу, делает весьма странным представление, будто эти плиты безо всяких механизмов передвигали люди полудиких древних племен. Но если не они, то кто и как?
Для корейских дольменов, так же, как и кавказских, типичны небольшие отверстия. Иногда их закрывают каменные пробки, причем вес такой пробочки может доходить до ста килограммов. Подлинное предназначение мегалитов все еще остается невыясненным.
Однако вернемся в более знакомые нам края. На Кавказе о дольменах стали говорить после того, как в 1794 году на них обратил внимание академик Императорской академии наук Петр Симон Паллас. Живший в Одессе француз Тетбу де Мариньи в 1818 году обнаружил группу из шести дольменов на реке Пшада. Обитавшие в этом районе черкесы поведали любителю истории, что дольмены построены некими великанами для каких-то карликов, ездивших верхом на зайцах. Таких карликов называли сипами. Между прочим, именно эта черкесская легенда лежит в основе многих современных текстов, которые можно увидеть в Интернете, но которые не основаны на более достоверных сведениях.
Для обычного человека дольмен маловат. Однако «домик для души» мог быть и не очень велик - предки славян позднее также устанавливали столпы-домовины из дерева, не подходившие по размеру для настоящих надгробий. Как бы там ни было, еще в XIX веке кавказские дольмены заинтересовали специалистов. Один из них, Г. Бонштеттен, считал, что именно через Кавказ подобный тип древних культовых сооружений распространился в двух направлениях - до Северной Европы и до Средиземноморья, откуда позднее носители этой культуры дошли до Северной Африки, где и осели. Сейчас можно было бы задать выступающему с изложением такой точки зрения ученому трудный вопрос про корейские дольмены, но тогда о них в Европе еще ничего не было известно.
Сравнить мегалиты в России и других странах предлагал еще в 1876 году русский исследователь А.С. Уваров, издавший книгу «Мегалитические памятники в России». Тогда на Кавказе было более 2000 дольменов. Увы, воз и ныне там.
Дольмены Абхазии были изучены исследователями позже, чем кубанские, уже в XX веке. Их сохранилось сравнительно немного - около полусотни. Впрочем, и вообще на Кавказе к 1970-м годам сохранилось уже не две тысячи мегалитов, а чуть более тысячи. Интересно, что вопреки распространенному мнению большая часть их расположена не вблизи побережья а уже за Кавказским хребтом. Так что культура строителей дольменов была лесной, а не морской. Это подтверждается и тем, что они расположены обычно в лесах и на приличной высоте над уровнем моря, обычно порядка 200-400 метров.
Проще всего, конечно, считать их могильниками. В самом деле, в некоторых из дольменов находят кости, правда, чаще не скелеты, а только черепа. Но не доказано, что именно для этого данные сооружения изначально предназначены. Некоторые ученые утверждают, что каждый такой мегалит является чем-то вроде «домика для души». Само же слово «дольмен» - кельтское, означает «каменный стол», - прижилось в науке для обозначения однотипных сооружений вне зависимости от их местонахождения.
На Земле дольмены распространены достаточно широко, однако не повсеместно. Есть несколько районов, где их значительно больше, чем в других местах. Для жителей России тема дольменов особенно интересна, поскольку один из наиболее насыщенных ими районов находится именно у нас - близ черноморского побережья Кубани. В частности, немало этих загадочных сооружений можно найти в окрестностях Геленджика. Немало дольменов и в соседней Абхазии, в том числе вблизи Сухуми.
Связать их строительство с какой-либо одной неолитической культурой пока не удается. Датированные примерно одной эпохой дольмены есть и в столь удаленных от Черного моря регионах, что даже самые смелые исследователи не рискуют считать эти сооружения делом рук одной группы племен.
В этой связи приведу в пример группы дольменов, расположенных в противоположном краю Евразии - в Южной Корее. Любопытно, что корейские дольмены расположены только на одном острове - пятом по величине в Западном море, то есть к западу от самого Корейского полуострова. Называется этот остров Ганхвадо. Ученые считают, что имеющимся на нем сооружениям приблизительно четыре тысячи лет, а именно к этому времени специалисты относят и строительство подобных мегалитов на Кавказе. Сами корейцы раньше считали, что это могилы 80 древних вождей. Однако от эпохи бронзового века нас отделяет так много поколений, что это можно воспринимать как легенду. Размер плит в корейских дольменах вполне типичен - толщина чуть более полуметра, высота около двух метров, длина обычно порядка 2,5 метра. Вес отдельных плит доходит до сорока тонн, что, замечу, делает весьма странным представление, будто эти плиты безо всяких механизмов передвигали люди полудиких древних племен. Но если не они, то кто и как?
Для корейских дольменов, так же, как и кавказских, типичны небольшие отверстия. Иногда их закрывают каменные пробки, причем вес такой пробочки может доходить до ста килограммов. Подлинное предназначение мегалитов все еще остается невыясненным.
Однако вернемся в более знакомые нам края. На Кавказе о дольменах стали говорить после того, как в 1794 году на них обратил внимание академик Императорской академии наук Петр Симон Паллас. Живший в Одессе француз Тетбу де Мариньи в 1818 году обнаружил группу из шести дольменов на реке Пшада. Обитавшие в этом районе черкесы поведали любителю истории, что дольмены построены некими великанами для каких-то карликов, ездивших верхом на зайцах. Таких карликов называли сипами. Между прочим, именно эта черкесская легенда лежит в основе многих современных текстов, которые можно увидеть в Интернете, но которые не основаны на более достоверных сведениях.
Для обычного человека дольмен маловат. Однако «домик для души» мог быть и не очень велик - предки славян позднее также устанавливали столпы-домовины из дерева, не подходившие по размеру для настоящих надгробий. Как бы там ни было, еще в XIX веке кавказские дольмены заинтересовали специалистов. Один из них, Г. Бонштеттен, считал, что именно через Кавказ подобный тип древних культовых сооружений распространился в двух направлениях - до Северной Европы и до Средиземноморья, откуда позднее носители этой культуры дошли до Северной Африки, где и осели. Сейчас можно было бы задать выступающему с изложением такой точки зрения ученому трудный вопрос про корейские дольмены, но тогда о них в Европе еще ничего не было известно.
Сравнить мегалиты в России и других странах предлагал еще в 1876 году русский исследователь А.С. Уваров, издавший книгу «Мегалитические памятники в России». Тогда на Кавказе было более 2000 дольменов. Увы, воз и ныне там.
Дольмены Абхазии были изучены исследователями позже, чем кубанские, уже в XX веке. Их сохранилось сравнительно немного - около полусотни. Впрочем, и вообще на Кавказе к 1970-м годам сохранилось уже не две тысячи мегалитов, а чуть более тысячи. Интересно, что вопреки распространенному мнению большая часть их расположена не вблизи побережья а уже за Кавказским хребтом. Так что культура строителей дольменов была лесной, а не морской. Это подтверждается и тем, что они расположены обычно в лесах и на приличной высоте над уровнем моря, обычно порядка 200-400 метров.
Страница 1 из 2: 2
Информация
Комментарии
1 |
Анатолий
30 марта 2008 10:47:31
2 |
Karo
31 марта 2008 11:15:40
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно