В объятиях вампира
Боннский исследователь Петер Кройтер доказывает, что легенда о вампирах основана на страхах и невежестве деревенских жителей, искавших причину бед в кознях односельчан.
О внешности и поведении вампиров в румынских селах издавна сложились четкие и определенные представления. Вампир обязательно должен быть одетым или закутанным в погребальный саван. На его щеках отвратительно морщилась слегка разложившаяся кожа, на подгнившем носу зияли мелкие дырочки. При такой отталкивающей внешности вампира легко было с первого взгляда отличить от живого человека.
Были и другие вампиры: обыкновенные деревенские жители - мужик из соседней хаты, батрачка или хозяин постоялого двора. Их все знали как облупленных. Сельские упыри не сгорали при первых лучах утреннего солнца и не впивались клыками в шеи своих жертв.
- В народных поверьях, как правило, нет живописных, экзотических кровососов, - говорит историк из Боннского университета Петер Кройтер. Их придумали писатели и кинематографисты.
П. Кройтер исследовал многочисленные истории о вампирах, на которые этнологи в прежние времена редко обращали внимание. Самое старое сообщение датируется 1382 годом, а одно из самых свежих относится к 1968 году.
Эти рассказы, записанные в Румынии, Албании, Болгарии и в Македонии, изобилуют бытовыми подробностями и всегда точно привязаны к определенной местности. Упыри в этих деревенских историях играют ту же роль, какую в других местах отводили ведьмам, которых сжигали на кострах: они были вечными козлами отпущения, виноватыми во всех бедах и напастях. Появилась какая-то новая болезнь или побило градом посевы - что бы не стряслось в деревне, во всем обвиняли упыря. Если вампир вылез из гроба, значит, быть беде: каждый, кто подойдет к нему близко, скоро умрет от того же, от чего умер он, и тоже станет бродить после смерти, как неприкаянный, и преследовать своих соседей и родню.
Упыри старались тайком затесаться среди людей. Покойник, вылезший из могилы, приобретал способность превращаться в жабу, мышь, курицу или лошадь. Самые искусные и коварные вампиры могли обернуться каким-нибудь предметом, например, вилами, лопатой или горшком, чтобы люди их не обнаружили.
- Вампиры всегда были рядом с людьми, чтобы улучить момент и напасть на выбранную жертву, - говорит Петер Кройтер. - Пополдничает крестьянин, приляжет на меже вздремнуть после обеда, а упырь тут как тут!
Если уберечься от вампира не помогали чеснок (лучшее средство!), святая вода и обереги, селяне учиняли расследование. Энергичные поиски виноватого начинались с посыпания кладбища золой, чтобы обнаружить на ровном слое отпечатки ног злоумышленника. Иногда применяли другой способ: пускали на погост черную курицу - мистическое существо, тонко чувствующее вибрации потустороннего мира. Где черная курица удобно устроится, там под землей лежит вампир!
При всей бессмысленности этих действий они не были совсем бесполезными. "Борьба против зла сплачивала односельчан, приободряла их и давала уверенность в победе", - такой вывод сделал Петер Кройтер из услышанных им рассказов об упырях.
О внешности и поведении вампиров в румынских селах издавна сложились четкие и определенные представления. Вампир обязательно должен быть одетым или закутанным в погребальный саван. На его щеках отвратительно морщилась слегка разложившаяся кожа, на подгнившем носу зияли мелкие дырочки. При такой отталкивающей внешности вампира легко было с первого взгляда отличить от живого человека.
Были и другие вампиры: обыкновенные деревенские жители - мужик из соседней хаты, батрачка или хозяин постоялого двора. Их все знали как облупленных. Сельские упыри не сгорали при первых лучах утреннего солнца и не впивались клыками в шеи своих жертв.
- В народных поверьях, как правило, нет живописных, экзотических кровососов, - говорит историк из Боннского университета Петер Кройтер. Их придумали писатели и кинематографисты.
П. Кройтер исследовал многочисленные истории о вампирах, на которые этнологи в прежние времена редко обращали внимание. Самое старое сообщение датируется 1382 годом, а одно из самых свежих относится к 1968 году.
Эти рассказы, записанные в Румынии, Албании, Болгарии и в Македонии, изобилуют бытовыми подробностями и всегда точно привязаны к определенной местности. Упыри в этих деревенских историях играют ту же роль, какую в других местах отводили ведьмам, которых сжигали на кострах: они были вечными козлами отпущения, виноватыми во всех бедах и напастях. Появилась какая-то новая болезнь или побило градом посевы - что бы не стряслось в деревне, во всем обвиняли упыря. Если вампир вылез из гроба, значит, быть беде: каждый, кто подойдет к нему близко, скоро умрет от того же, от чего умер он, и тоже станет бродить после смерти, как неприкаянный, и преследовать своих соседей и родню.
Упыри старались тайком затесаться среди людей. Покойник, вылезший из могилы, приобретал способность превращаться в жабу, мышь, курицу или лошадь. Самые искусные и коварные вампиры могли обернуться каким-нибудь предметом, например, вилами, лопатой или горшком, чтобы люди их не обнаружили.
- Вампиры всегда были рядом с людьми, чтобы улучить момент и напасть на выбранную жертву, - говорит Петер Кройтер. - Пополдничает крестьянин, приляжет на меже вздремнуть после обеда, а упырь тут как тут!
Если уберечься от вампира не помогали чеснок (лучшее средство!), святая вода и обереги, селяне учиняли расследование. Энергичные поиски виноватого начинались с посыпания кладбища золой, чтобы обнаружить на ровном слое отпечатки ног злоумышленника. Иногда применяли другой способ: пускали на погост черную курицу - мистическое существо, тонко чувствующее вибрации потустороннего мира. Где черная курица удобно устроится, там под землей лежит вампир!
При всей бессмысленности этих действий они не были совсем бесполезными. "Борьба против зла сплачивала односельчан, приободряла их и давала уверенность в победе", - такой вывод сделал Петер Кройтер из услышанных им рассказов об упырях.
Страница 1 из 2: 2
Информация
Комментарии
57 |
женя
14 августа 2010 16:50:35
58 |
Constancia
17 августа 2010 10:51:53
59 |
лена
22 августа 2010 15:29:39
60 |
эмили эн
23 августа 2010 11:40:04
61 |
Темный Романтик
09 сентября 2010 16:08:02
62 |
эмили эн
10 сентября 2010 09:49:43
63 |
Sandra
17 сентября 2010 18:41:35
64 |
nia
26 сентября 2010 02:55:14
65 |
Simasv15@mail.ru )))
27 сентября 2010 15:13:31
66 |
Юля
18 октября 2010 18:17:59
67 |
эмили эн
20 октября 2010 22:23:14
68 |
Леро4ка
30 октября 2010 20:30:53
69 |
Анастасия
08 ноября 2010 21:30:49
70 |
Эмми
12 ноября 2010 13:02:41
71 |
Элпис....
15 ноября 2010 23:05:11
72 |
Розалия Хэнс
18 ноября 2010 17:26:36
73 |
ДМИТРИЙ
24 ноября 2010 22:30:25
74 |
Ленура
20 декабря 2010 03:43:10
75 |
Lex
28 декабря 2010 00:39:38
76 |
донор
28 декабря 2010 14:50:16
77 |
кристя
02 января 2011 20:05:41
78 |
ангелина
02 января 2011 22:13:33
79 |
Ljubov'
28 января 2011 15:12:54
80 |
Lex
12 февраля 2011 02:30:03
81 |
не знаю кто я
15 февраля 2011 22:39:34
82 |
Monik
02 марта 2011 01:49:36
83 |
MARY
01 апреля 2011 10:20:39
84 |
luno
14 мая 2011 15:29:14
85 |
КАТЯ
28 июня 2011 10:46:19
86 |
Lex
09 июля 2011 00:30:58
87 |
Катерина
21 сентября 2011 14:01:57
88 |
Настя
24 сентября 2011 18:27:14
89 |
Мертвая душа
06 октября 2011 00:34:23
90 |
ната
15 ноября 2011 15:27:23
91 |
X
15 ноября 2011 15:36:16
92 |
Лилу
24 ноября 2011 16:09:44
93 |
kriss
07 декабря 2011 12:54:38
94 |
Анна
08 декабря 2011 17:05:32
95 |
Ваша гостья
15 января 2012 01:48:22
96 |
не важно
03 февраля 2012 15:56:09
97 |
Lamia
05 февраля 2012 20:04:34
98 |
.....)
07 февраля 2012 17:57:00
99 |
virus
04 апреля 2012 18:44:19
100 |
Кристина ХОЧУ СТАТЬ ВАМПИРОМ
09 апреля 2012 17:15:32
101 |
Аселя
02 июня 2012 18:35:11
102 |
Snik
16 сентября 2012 01:09:59
103 |
ом
14 января 2013 01:27:34
104 |
Анастасия
27 июля 2014 22:10:50
105 |
КАТЯ
11 января 2015 01:04:30
106 |
milaa
22 марта 2016 20:53:54
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно