Тайны «Карельской Биармии»

01 августа 2009
0
9692
Название «биармия» связывают с названием народа «пермь» (или «коми»), в древности известного под именем «беормас». Однако известно, что население коми в этих местах было незначительным, а самые ранние жители состояли из «заволоцкой чуди», то есть из переселенцев вепского и карельского происхождения.

Корельский валит (правитель)Корельский валит (правитель)

Биармия простиралась почти на всем пространстве нынешних северных русских губерний: Архангельской, Карельской, Вологодской, Вятской и Пермской.

Биармы стали известны благодаря пушному промыслу и торговлей. Они поставляли меха, в частности, на юг, через расположенный в среднем течении Волги Великий Булгар. Биармия почиталась варягами более богатой землей, чем Аравия и уж тем более, чем Европа.

К Биармии направлялся за золотом греческий торговый путь. Греческие историки указывали, что золото получалось именно отсюда, то есть с «дальнего севера». Вместе с золотом, из Биармии вывозились также «другие металлы и драгоценные камни», что свидетельствует о высоком уровне технических знаний и умений местных ремесленников.

По опыту и мастерству, объёму технических знаний, набору технологических приёмов и операций древнекарельских умельцев можно поставить в один ряд лишь с ремесленниками крупнейших древнерусских центров – Старой Ладоги и Новгорода. К такому выводу пришли специалисты Лаборатории естественно-научных методов Института археологии Академии Наук СССР, основываясь на материалах раскопок, проведенных в Карелии С.И. Кочкуркиной.

В «Истории» Карамзина также упоминается о торговом центре Биармия, в который «летом съезжались купцы из Скандинавии на славную ярмарку и покупали меха».

Карелы на протяжении всего раннего средневековья, т.е. в IХ – ХIII столетиях, являлись признанными торговцами; маршруты их торговых экспедиций были весьма протяженными. Разносторонняя активная торговая деятельность карел производила сильное впечатление на современников, а затем и на историков. Уже в литературе ХIХ-го века вопрос о биармах был тесно связан с историей карельского народа.

После Полтавского сражения в 1709 году, когда Петр 1 разгромил шведскую армию Карла XII, к русским попало в плен много солдат и офицеров, сосланных позднее в Сибирь. Среди них был подполковник Филипп Иоганн фон Страленберг (1676 – 1747 гг.), ставший впоследствии всемирно известным исследователем Севера.

В своей книге «Записки Филиппа Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого» он отмечал: «Биарма же, которая ныне Карелией называется, прежде имела особливых своих королей, которые славою были не меньше финских и других полуночных королей… В бога почитал народ сей идола Юмалу, которому сооружен был богатый храм. И что народ сей такожде построил многия городы и ярмарки учредил…».

Река Северная ДвинаРека Северная Двина

Заметное влияние на русских историков в части изучения Биармии оказали финские ученые начала и середины XIX века. Знаменитый финский ученый, лингвист и путешественник А. Кастрен (1813 – 1852 гг.), путешествуя по Карелии, пришел к любопытному выводу: «Приходы Рованиеми и Кеми, которые в старину тоже были населены лопарями (саамами), впоследствии большую часть своего населения получали из Русской Карелии или из древней Биармии… Крестьяне в Кеми и Рованиеми наследовали от отцов и дедов своих, так называемых Биармийцев, большую охоту к торговым предприятиям».

Известнейший русский ученый Евлампий Огородников (1816 – 1884 гг.) в своем труде «Прибрежья Ледовитого и Белого морей с их притоками» указывал: «Биармия узнается в древней Карелии, которой главный город Корелы (Кексгольм) назывался также Бярмы, а по замечаниям финнологов, в русской Карелии еще и доселе встречаются следы Биармийцев в смешении с другими племенами. Так как карелы очень рано заняли все пространство от Ладожского озера до Белого моря и следы их пребывания доселе сохранились у берегов Двины, то можно думать, что Карелия носила имя баснословной Биармии, исчезнувшей или, скорее, скрывшейся под названием Заволоцкой Чуди».

Разумеется, не все могли разбогатеть на торговле, но все-таки многие роды постепенно становились зажиточными. Возникает вопрос: не являлись ли потомками этих крупных биармийских родов богатые карельские роды – Ракула, Роуккула, Валлитту – хорошо известные по более поздним источникам. Некоторые земли между Белым морем и Ладожским озером, как известно из купчих грамот первой половины ХV-го века, находились во владении «пяти родов корельских детей», продававших участки не только друг другу, но и новгородским светским и духовным феодалам. Видимо, состоятельностью этих и других родов и объясняется то, что земля биармов слыла сказочно богатой.

Периодом расцвета в истории биармов является, вероятно, «эпоха викингов», а также раннерусский период до набегов татар. Торговые связи биармийцев с югом были прерваны в 1240-х годах монгольским нашествием, которое уничтожило Булгарское царство и привело к временному подчинению огромные территории Русского государства, а торговые связи с западом, осуществлявшиеся через Финляндию, ослабли из-за повторявшихся войн между Швецией и Новгородом.

В условиях новой международной обстановки карелы-биармы теряли былое богатство и былую славу. Но их торговые традиции сохранились надолго. Торговали они и в новгородских землях, и в Восточной и Северной Финляндии. Особенно прославились карельские коробейники, появлявшиеся на традиционных ярмарках в Финляндии.

4 августа 1979-го года в местечке Кухмо, на древнем торговом пути биармов, был открыт памятник коробейникам. Торжественную речь произнес известный финляндский историк Х. Киркинен, который подчеркнул, что культурный обмен и сотрудничество между СССР и Финляндией истоками своими уходят в далекое прошлое, в те времена, когда существовали традиции Биармии.
Информация