Тайны «Карельской Биармии»
Памятник, посвященный тысячелетию России, сооруженный более ста лет назад в Новгороде, вполне конкретно указывает нам на то, «откуда есть пошла Русская земля» – из Новгорода.
Родоначальником русского народа считается Гостомысл – личность настолько легендарная, что никто ничего вразумительного о нем не знает, а в хрестоматийных исторических пособиях и учебниках по русской истории даже упоминания о нем довольно редки.
Об отце Гостомысла, князе Буривом, русские летописи почти ничего не сообщают, хотя правление последнего было исторически значимым.
По данным летописи новгородского епископа Иоакима (дата рождения неизвестна, умер в 1030-м году), так называемой Иоакимовской летописи, которая дошла до нас лишь в пересказе русского историка В.Н. Татищева, Буривой «имел тяжкую войну с варягами и, многажды их побеждая, владел всей Бьярмией, то есть Корелиею до реки Кюмени, напоследок же при сей реке был побежден и все почти войско потеряв, ушел в город Корелу и тут умре, а по нем наследовал сын его Гостомысл».
Считается, что сын Буривоя, Гостомысл – князь новгородский – и пригласил на княжение в Новгород варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором.
Во всех современных переводах «Повести временных лет», в хрестоматиях и учебниках говорится, что после прибытия на Русь, Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. А вот в Ипатьевской и Радзивиловской летописях говорится нечто совсем другое: придя в Новгородскую землю, братья-варяги первым делом «срубили» город Ладогу (ныне известный, как Старая Ладога). В нем-то и начал править Рюрик и только по прошествии нескольких лет перебрался в Новогород.
Родился Рюрик, по сведениям русских летописей, в 780-м и умер в 879-м годах в возрасте около ста лет и, надо же, в Корелах: «Ходил князь великий Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша… Лета 6387 (879-й г.) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле…»
Любопытно и загадочно сообщение о столице Биармии. Она носила то же название, что и вся страна – Корела. В.Н. Татищев считал, что этим местом может быть остров между двумя рукавами реки Вуокса, впадающей в Ладожское озеро; здесь, согласно летописям, еще в конце ХII-го века была построена русская крепость Корела, переименованная захватившими ее впоследствии шведами в Кексгольм (ныне – город Приозерск Ленинградской области).
Крепость Корела в ХIII – ХIV веках являлась административным и культурным центром Карельского перешейка, городом карельских и русских поселенцев, основную часть которых составляли новгородцы.
Основание крепости историки относят к 1143-му году, а время княжения Буривоя и Рюрика – VIII-IХ века. Здесь всё – тайна! Может быть в вопросе «откуда есть пошла Русская земля» не всё так ясно и однозначно, как нам представляется? Тем более, что по шведским историческим источникам, город Корела имел своего предшественника, который был расположен в нескольких километрах ниже по реке Вуокса. К сожалению, никакими археологическими и иными, кроме летописных, данными это не подтверждается.
Поэтому, отождествлять исторически известный город Корелу со столицей загадочной Биармии вряд ли уместно. Хотя, изучая сохранившиеся свидетельства о «государстве» Биармия, приходиться признать, что они заставляют несколько иначе взглянуть и на историю нашего края.
Упоминания о биармах в средневековых источниках крайне скудны. Важнейшими из них являются опубликованный английским королем Альфредом Великим рассказ норвежца Оттара о его путешествии в Биармию в девятом веке, отдельные скандинавские саги, а также некоторые русские летописи и немецкие хроники.
Во второй половине IХ-го века норвежец Оттар, временно поступивший на службу в Англию, рассказывал любознательному английскому королю о своих странствиях в Биармии. По его словам, на всем пути следования вдоль северных берегов Европы к Белому морю, он видел только «унылую, незаселенную пустыню», где бродили одни дикие финские племена. Но в устье Северной Двины Оттар нашел оседлые поселения народа, величавшие себя биармийцами, по языку схожие с финнами. Биармийцы приходили к нему на суда и много рассказывали о своей стране, а также о тех территориях, что были смежны с Биармией. Оттар нашел биармийские земли хорошо обработанными, привез на родину меха и моржевые клыки, вымененные у биармийцев.
Родоначальником русского народа считается Гостомысл – личность настолько легендарная, что никто ничего вразумительного о нем не знает, а в хрестоматийных исторических пособиях и учебниках по русской истории даже упоминания о нем довольно редки.
Об отце Гостомысла, князе Буривом, русские летописи почти ничего не сообщают, хотя правление последнего было исторически значимым.
По данным летописи новгородского епископа Иоакима (дата рождения неизвестна, умер в 1030-м году), так называемой Иоакимовской летописи, которая дошла до нас лишь в пересказе русского историка В.Н. Татищева, Буривой «имел тяжкую войну с варягами и, многажды их побеждая, владел всей Бьярмией, то есть Корелиею до реки Кюмени, напоследок же при сей реке был побежден и все почти войско потеряв, ушел в город Корелу и тут умре, а по нем наследовал сын его Гостомысл».
Считается, что сын Буривоя, Гостомысл – князь новгородский – и пригласил на княжение в Новгород варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором.
Во всех современных переводах «Повести временных лет», в хрестоматиях и учебниках говорится, что после прибытия на Русь, Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. А вот в Ипатьевской и Радзивиловской летописях говорится нечто совсем другое: придя в Новгородскую землю, братья-варяги первым делом «срубили» город Ладогу (ныне известный, как Старая Ладога). В нем-то и начал править Рюрик и только по прошествии нескольких лет перебрался в Новогород.
Родился Рюрик, по сведениям русских летописей, в 780-м и умер в 879-м годах в возрасте около ста лет и, надо же, в Корелах: «Ходил князь великий Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша… Лета 6387 (879-й г.) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле…»
Любопытно и загадочно сообщение о столице Биармии. Она носила то же название, что и вся страна – Корела. В.Н. Татищев считал, что этим местом может быть остров между двумя рукавами реки Вуокса, впадающей в Ладожское озеро; здесь, согласно летописям, еще в конце ХII-го века была построена русская крепость Корела, переименованная захватившими ее впоследствии шведами в Кексгольм (ныне – город Приозерск Ленинградской области).
Крепость Корела в ХIII – ХIV веках являлась административным и культурным центром Карельского перешейка, городом карельских и русских поселенцев, основную часть которых составляли новгородцы.
Основание крепости историки относят к 1143-му году, а время княжения Буривоя и Рюрика – VIII-IХ века. Здесь всё – тайна! Может быть в вопросе «откуда есть пошла Русская земля» не всё так ясно и однозначно, как нам представляется? Тем более, что по шведским историческим источникам, город Корела имел своего предшественника, который был расположен в нескольких километрах ниже по реке Вуокса. К сожалению, никакими археологическими и иными, кроме летописных, данными это не подтверждается.
Поэтому, отождествлять исторически известный город Корелу со столицей загадочной Биармии вряд ли уместно. Хотя, изучая сохранившиеся свидетельства о «государстве» Биармия, приходиться признать, что они заставляют несколько иначе взглянуть и на историю нашего края.
Упоминания о биармах в средневековых источниках крайне скудны. Важнейшими из них являются опубликованный английским королем Альфредом Великим рассказ норвежца Оттара о его путешествии в Биармию в девятом веке, отдельные скандинавские саги, а также некоторые русские летописи и немецкие хроники.
Во второй половине IХ-го века норвежец Оттар, временно поступивший на службу в Англию, рассказывал любознательному английскому королю о своих странствиях в Биармии. По его словам, на всем пути следования вдоль северных берегов Европы к Белому морю, он видел только «унылую, незаселенную пустыню», где бродили одни дикие финские племена. Но в устье Северной Двины Оттар нашел оседлые поселения народа, величавшие себя биармийцами, по языку схожие с финнами. Биармийцы приходили к нему на суда и много рассказывали о своей стране, а также о тех территориях, что были смежны с Биармией. Оттар нашел биармийские земли хорошо обработанными, привез на родину меха и моржевые клыки, вымененные у биармийцев.
Страница 1 из 2: 2
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно