Какими символами общался пещерный человек?

12 марта 2012
3
6368
Доисторический алфавит? (Изображение ...Доисторический алфавит? (Изображение Женевьевы фон Пецингер.)

Загляните в пещеры Пеш-Мерль, Фон-де-Гом и Руффиньяк на юге Франции, не забудьте об их испанских коллегах и насладитесь замечательными образцами изобразительного искусства. Из темноты выступают табуны лошадей, мамонты, гигантские быки, носороги, львы... Многие животные изображены в ярких цветах, анатомически точно и со знанием перспективы, что говорит о большом мастерстве древних художников. «Мы не придумали ничего нового», — заметил в 1940 году Пабло Пикассо после посещения пещеры Ласко.

Живописи на стенах пещеры Руффиньяк 13 тыс. лет, соседние Ласко и Шове хранят ещё более старые образцы — им около 30 тыс. лет. Они говорят о том, что охотники и собиратели были способны отображать окружающий мир весьма сложным образом.

Картинам сопутствуют загадочные знаки, и неудивительно, что у ряда исследователей возникла гипотеза о том, что это не простые закорючки и отпечатки ладоней. Одни собраны в группы, другие появляются по одному или по два, в то время как третьи смешиваются с изображениями животных. Можно различить треугольники, квадраты, круги, полукруги, открытые углы, кресты и группы точек. Есть и более сложные: руки с искривлёнными пальцами (так называемые отрицательные руки), ряды параллельных линий (пальцевые канелюры), значки деревьев (penniforms) и хижин (tectiforms) и др. В общей сложности на протяжении тысячелетий многократно используются 26 символов.

Женевьева фон Пецингер из Университета Виктории (Канада) полагает, что многие из этих знаков возникли в результате упрощения реалистических изображений. Например, лошадь со временем редуцировалась до волнистой линии своей спины, которая и стала в итоге обозначать это животное.

Но символизм, который стал главным стилем более позднего искусства, не был ни единственным результатом, ни целью подобных упрощений. Г-жа фон Пецингер и её коллеги каталогизировали знаки, найденные более чем в 200 пещерах и других стоянках древнего человека во Франции и Италии. Результат — поразительный: группы одних и тех же символов встречаются в разных пещерах. Выходит, эти отметины не просто абстрактные каракули, но некий код, нечто вроде примитивной письменности.

Говорить о том, что письменность возникла не в аграрном обществе 6 тыс. лет назад, а среди кроманьонцев 30 тыс. лет назад, пока рано. Едва ли речь идёт о языке в нашем современном понимании.

Но что же они могут означать? Исследователям бросился в глаза набор из пяти символов, встречающийся особенно часто: «^ II III X II». Его обнаружили не только на стенах пещер, но и на ожерелье из зубов оленя, который принадлежал молодой женщине, жившей в Сен-Жермен-де-ла-Ривьер, к северу от Бордо (Франция) 15,5 тыс. лет назад. Три зуба маркированы: «II ^», «III» и «X II».

К тому времени олени во Франции уже не водились, поэтому эксперты предположили, что ожерелье привезли из Испании. Но тогда возникает следующий вопрос: символы были вырезаны на ожерелье до или после того, как украшение прибыло во Францию? Если до, то можно предполагать, что различные группы кроманьонцев понимали символику друг друга.

Несли ли символы религиозный смысл или какой-то другой, в любом случае это была важная информация.

Далее — если это и впрямь письменность, то когда и где она появилась? 30 тыс. лет назад в Европе? Может быть, её зачатки существовали задолго до прихода человека современного типа на континент? Память об исторической родине — Африке?

Одни антропологи (например, Ричард Клейн из Стэнфордского университета, Николас Конард из Тюбингенского университета) полагают, что современное поведение возникло у человека примерно 35 тыс. лет назад, ибо появление сложной символики, внезапный расцвет реалистического искусства, начало производства передовых орудий труда, а также музыкальных инструментов, лодок и др. — всё произошло именно в это время. Возможно, свою роль сыграл обмен генами с неандертальцами, который инициировал резкие изменения в ДНК наших предков, затронувшие структуру мозга.

Другие же (в том числе Элисон Брукс из Смитсоновского национального музея естественной истории и Питер Митчелл из Оксфордского университета) утверждают, что люди достигли своего полного интеллектуального развития задолго до того, как покинули Африку. Среди недавних находок в Южной Африке — крошечные кремневые наконечники, которые могут намекать на первые стрелы, и красиво обработанные кусочки охры, указывающие на появление произведений искусства и ювелирных изделий 70–90 тыс. лет назад. Гипотезу кроманьонской культурной революции г-н Митчелл называет не иначе как европоцентристской глупостью.

Действительно, многие кресты, круги, уголки и прочие знаки, найденные в пещерах Франции и Испании, встречаются и в Африке, причём относятся к более раннему времени. Например, открытый угол можно увидеть в южноафриканской пещере Бломбос, где люди жили около 75 тыс. лет назад. Возможно, их вырезали не только на камне и костях, но и на деревянных и кожаных изделиях, которые давно сгнили.

Кроме того, краска сохранилась в пещерах только благодаря соответствующим условиям, а как широко она использовалась в действительности, остаётся только гадать.

Подготовлено по материалам The Guardian.
Информация
Комментарии
1 | olata 13 марта 2012 19:28:20
Скорее всего, никогда уже не узнаем, что же означают эти непонятные знаки. Ясно только, что для тех, кто их начертил, кто видео, эти значки, несомненно, несли какую-то смысловую нагрузку, необходимую информацию...о чем?? Или о ком?
2 | and 14 марта 2012 07:17:13
Нужно отдать должное упорству ученых, пытающихся проникнуть в такую глубокую древность.
Но, мне кажется, что мы не знаем самого главного. Не знаем как МЫСЛИЛ древний человек.
3 | Ajjax 14 марта 2012 09:04:05
Конечно, это не алфавит и не звуковое письмо. Скорее, система мнемонических значков. Интересная гипотеза, что появлению искусства и сложной символики мы обязаны неандертальским генам.
Добавить комментарий