Месть "алтайской принцессы"
В подтаявшем кургане на плато Укок археолог Наталья Полосьмак нашла прекрасно сохранившуюся мумию молодой женщины, умершей предположительно в возрасте 25 лет около 2500 лет назад. У исследователей не только появилась возможность детально исследовать одежду древних представителей так называемой пазырыкской культуры. На теле мумии древней обитательницы Алтая были отчетливо видны татуировки.
К тому же, прекрасно сохранившиеся ткани дали огромные возможности для детального анализа ДНК, а значит, выяснения происхождения и соотношения вклада различных народов и рас в формирование местного этноса. За исследования алтайских мумий (их, между прочим, было две – вторая принадлежала рыжеволосому мужчине) доктор исторических наук Наталья Полосьмак и заместитель директора института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин в 2005 году получили Государственную премию.
Однако на протяжении 15 лет, прошедших с момента обнаружения мумий, история обросла совершенно невероятными слухами. Некоторым заинтересованным алтайцам совершенно не были интересны выкладки ученых, которые действительно помогли бы понять их происхождение и корни. Они дали волю своей фантазии – и вокруг девушки из кургана на плато Укок немедленно начали разрастаться мифы «национального значения». Древнюю жительницу Алтая совершенно «с потолка» нарекли «принцессой Кадын» и объявили родоначальницей алтайского народа. Вообще-то заинтересованные представители местной «духовной элиты» называли ее по-разному – в том числе, - «княжной» и «Жанной д’Арк тюркского эпоса». Популярность археологических находок достигла такой степени, что участники национальных праздников начали наряжаться по моде двухтысячелетней давности, копируя детали и фасон одежды «принцессы» и захороненного на плато Укок древнеалтайского воина.
Затем был сделан следующий шаг - местные «духовные лидеры», а также руководители Республики Алтай начали пытаться заработать политический капитал на попытках обвинить археологов в «мести принцессы», проявившейся во всевозможных природных и социальных катаклизмах – от землетрясения 2003 года до монетизации льгот. На ученых-святотатцев свалили все беды республики. Местная общественность и отдельные представители администрации республики выступили с требованиями как можно скорее закопать «алтайскую принцессу», - мумия рыжеволосого мужчины была не так популярна, поэтому имела больше шансов остаться в руках археологов. Духовные и политические лидеры Алтая пытались объединить свой народ в борьбе с врагами – в данном случае, ими оказались ученые. Соответствующая образом настроенная общественность требовала закопать мумию, что, разумеется, грозило ей уничтожением и навсегда лишала археологов возможностей ее исследовать.
К тому же, прекрасно сохранившиеся ткани дали огромные возможности для детального анализа ДНК, а значит, выяснения происхождения и соотношения вклада различных народов и рас в формирование местного этноса. За исследования алтайских мумий (их, между прочим, было две – вторая принадлежала рыжеволосому мужчине) доктор исторических наук Наталья Полосьмак и заместитель директора института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин в 2005 году получили Государственную премию.
Однако на протяжении 15 лет, прошедших с момента обнаружения мумий, история обросла совершенно невероятными слухами. Некоторым заинтересованным алтайцам совершенно не были интересны выкладки ученых, которые действительно помогли бы понять их происхождение и корни. Они дали волю своей фантазии – и вокруг девушки из кургана на плато Укок немедленно начали разрастаться мифы «национального значения». Древнюю жительницу Алтая совершенно «с потолка» нарекли «принцессой Кадын» и объявили родоначальницей алтайского народа. Вообще-то заинтересованные представители местной «духовной элиты» называли ее по-разному – в том числе, - «княжной» и «Жанной д’Арк тюркского эпоса». Популярность археологических находок достигла такой степени, что участники национальных праздников начали наряжаться по моде двухтысячелетней давности, копируя детали и фасон одежды «принцессы» и захороненного на плато Укок древнеалтайского воина.
Затем был сделан следующий шаг - местные «духовные лидеры», а также руководители Республики Алтай начали пытаться заработать политический капитал на попытках обвинить археологов в «мести принцессы», проявившейся во всевозможных природных и социальных катаклизмах – от землетрясения 2003 года до монетизации льгот. На ученых-святотатцев свалили все беды республики. Местная общественность и отдельные представители администрации республики выступили с требованиями как можно скорее закопать «алтайскую принцессу», - мумия рыжеволосого мужчины была не так популярна, поэтому имела больше шансов остаться в руках археологов. Духовные и политические лидеры Алтая пытались объединить свой народ в борьбе с врагами – в данном случае, ими оказались ученые. Соответствующая образом настроенная общественность требовала закопать мумию, что, разумеется, грозило ей уничтожением и навсегда лишала археологов возможностей ее исследовать.
Страница 1 из 2: 2
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно