Странные фотографии фей из прошлого века
Мир криптозоологии, паранормальных явлений, фортеаны и вообще мир странного настолько засорен фото- и видеомистификациями, что они навсегда отравили жизнеспособность таких свидетельств в этой области. Действительно, фотографии стали практически бесполезным доказательством в криптозоологии, любые потенциально подлинные снимки теряются в болоте фальшивок и подделок. Хотя доступность фотокамер и постоянно развивающиеся технологические инструменты в распоряжении мистификаторов сделали такие мистификации более распространенными и убедительными, чем когда-либо прежде, это далеко не новое явление.
Одна из ранних фотографических мистификаций относится к началу 1900-х годов, когда пара молодых девушек представила несколько замечательных фотографий, которые поразили воображение общественности и произвели фурор во всем мире, став одними из самых узнаваемых фотографий той эпохи и одной из самых известных фотографических мистификаций всех времен.
История того, что стало известно как фотографии феи Коттингли, началась в 1917 году в Коттингли, в Западном Йоркшире, Англия, где 9-летняя Фрэнсис Гриффитс и ее мать жили с тетей и дядей, пока ее отец находился в далекой стране, участвуя в Первой мировой войне. Фрэнсис любила играть со своей 16-летней кузиной Элси Райт, как это обычно делают молодые девушки, и одним из их любимых мест был ручей, протекающий рядом с садом.
Это очень беспокоило их матерей, потому что Элси и Фрэнсис часто возвращались мокрые и покрытые грязью. Им было прямо сказано, чтобы они не ходили к ручью и играли в другом месте, и когда однажды они опять вернулись домой мокрыми, матери спросили их, почему они вернулись к ручью. Ответ, вероятно, был не таким, как ожидали обе женщины.
Девочки сказали своим матерям, что они продолжают возвращаться к ручью, чтобы увидеть фей, которые там живут. Неудивительно, что матери в это не поверили, но девочки настаивали, что феи действительно живут и резвятся там, и Элси заявила, что они смогут доказать это, если им разрешат взять у отца фотоаппарат, чтобы сфотографировать их.
Отец Элси решил подшутить над ними и одолжил фотоаппарат девочкам, не ожидая, что из этого что-то выйдет, и считая это просто игрой десткого воображения. Девочки ушли и вернулись примерно через час, сказав, что им действительно удалось запечатлеть фотографические свидетельства их встреч с предполагаемыми феями. Поскольку мистер Райт был заядлым фотографом и имел собственную темную комнату, он смог сам быстро проявить фотографию, и на ней было изображено нечто весьма необычное.
На снимке Фрэнсис была изображена за кустом на переднем плане, на котором, казалось, танцевала и резвилась группа фей. Райт был настроен, мягко говоря, скептически и обвинил девушек в том, что они использовали какой-то обман при создании фотографии, возможно, с помощью картонных вырезок. Девушки настаивали на том, что фотография подлинная и что они сделают еще, если надо. Два месяца спустя девочкам снова удалось сфотографировать Элси с каким-то сказочным гномом.
Райт снова обвинил девочек в озорной выходке, сказав, что это была всего лишь бумажная вырезка или что они каким-то образом испортили его камеру, и запретил им пользоваться камерой впредь. Однако, несмотря на все это, его жена, Полли Райт, поверила рассказам девочек и решила, что фотографии были настоящими. Это, пожалуй, неудивительно, ведь миссис Райт была последовательницей духовно-философского движения под названием теософия, среди верований которого была идея о существовании фей и других духов природы.
В 1919 году миссис Райт посетила лекцию Теософского общества в Брэдфорде, темой которой как раз были феи. Именно здесь миссис Райт показала всем присутствующим фотографии, которые сделали ее дочь и племянница, и все, кто их рассматривал, посчитали их подлинными. На самом деле, фотографии произвели такое впечатление, что лектор решил, что их должен посмотреть сам выдающийся лидер теософского движения Эдвард Гарднер.
Затем Гарднер передал негативные стеклянные пластины с фотографиями эксперту по фотографии по имени Гарольд Снеллинг для анализа. Снеллинг пришел к выводу, что фотографии действительно подлинные, на них нет следов подделки, и даже есть небольшое размытие вокруг фигур, которое, казалось, позволяло предположить, что существа действительно двигались, когда были сделаны фотографии. Он сказал о фотографиях:
После такого заявления о подлинности, сделанного известным экспертом в области фотографии, популярность снимков действительно возросла, и они захватили воображение публики, особенно среди спиритуалистов. Одним из тех, на кого фотографии произвели особое впечатление, был писатель сэр Артур Конан Дойл, известный Шерлок Холмс, который также был заядлым спиритуалистом и использовал их для иллюстрации статьи о феях, написанной им для журнала “Стрэнд”, будучи уверенным, что они являются убедительным доказательством существования фей.
Вместе с лидером теософии Гарднером Дойл передал фотографии экспертам из компании Kodak, производящей фотоаппараты, для повторного экспертного анализа. Специалисты Kodak пришли к выводу, что, хотя на фотографиях нет признаков подделки или мистификации, они, тем не менее, не обязательно являются доказательством существования фей, и отказались выдать сертификат подлинности. Разочарованный, Дойл отдал фотографии на анализ в другую компанию, Ilford Photo, которая пришла к противоположному выводу, что признаки фальсификации, безусловно, присутствуют.
Воодушевленные положительными первичными оценками Снеллинга и Kodak, Дойл и Гарднер продолжили свое расследование. Хотя Дойла задержала подготовка к лекции, которую он должен был прочитать в Австралии, Гарднер в 1920 году лично побеседовал с Райтами. Отец, мистер Райт, объяснил, что изначально был настолько убежден в том, что фотографии были поддельными, что тщательно обыскал комнаты девочек в поисках любых доказательств использования картонных вырезок, в которых он был уверен, но не нашел никаких следов такого трюкачества.
Девушки остались при своем мнении, и Гарднер пришел к выводу, что они говорят правду. Впоследствии он снабдил их современными фотоаппаратами и попросил сделать новые фотографии фей в присутствии кого-нибудь еще в качестве свидетеля, но девочки заявили, что феи не появятся, если там будет кто-то, кроме них. Гарднер вынужден был согласиться. В итоге девочки сделали еще три снимка фей: на одном была изображена крылатая фея, порхающая возле носа Фрэнсис, на другом – фея, сидящая на ветке и предлагающая Элси цветок, а на последнем – фея в каком-то чехле или коконе. Дойл был убежден, что фотографии были настоящими, в какой-то момент заявив:
В 1921 году Дойл написал продолжение своей первой статьи, в которой он рассказал о наблюдениях, сделанных Фрэнсис и Элси, и объяснил, насколько фантастическим было фотографическое “доказательство”. В 1922 году он написал об этом целую книгу под названием “Пришествие фей”, полностью одержимый идеей существования фей. Новые фотографии снова стали популярны среди публики, хотя и вызвали неоднозначную реакцию.
Хотя некоторые были убеждены, что на них изображены настоящие феи, нашлось и немало критиков, которые указали на целый ряд проблем с фотографиями, таких как то, что они выглядели точно так же, как популярные образы фей из сказок, что они всегда были одеты по последней моде, и более очевидное замечание, что они просто выглядели как двухмерные листы бумаги. Тем не менее, было много тех, кто был в восторге от фотографий и рассказов девочек, и кто верил им без сомнений. Гарднер снова наведался в дом Райтов, на этот раз с экстрасенсом по имени Джеффри Ходсон, который утверждал, что тоже повсюду видит фей.
Несмотря на большой интерес и дискуссии, развернувшиеся вокруг фотографий фей Коттингли, их популярность стала ослабевать. Элси и Фрэнсис выросли, стали жить за границей, повыходили замуж, и, по всей видимости, дни фей остались позади. Так было до 1966 года, когда репортер газеты Daily Express разыскал Элси и расспросил ее о феях.
Именно тогда появились первые намеки на признание мистификации, поскольку Элси призналась, что феи могли быть плодом ее воображения, хотя она по-прежнему утверждала, что могла каким-то образом спроецировать свои мысли и запечатлеть их на пленке. Появившаяся статья вновь вызвала интерес СМИ, и, несмотря на интервью и пристальное внимание, и Фрэнсис, и Элси в течение многих лет продолжали настаивать на том, что фотографии не были поддельными. Неопределенность и споры продолжались еще более десяти лет, прежде чем был получен окончательный ответ.
В 1978 году фокусник и скептик Джеймс Рэнди отметил, что феи на фотографиях из Коттингли удивительно похожи на тех, что были изображены в детской книге “Подарочная книга принцессы Мэри”, которая пользовалась популярностью в 1915 году, незадолго до того, как были сделаны первые фотографии.
Рэнди также дополнительно изучил фотографии вместе с группой из “Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях” и обнаружил, что на фотографиях есть явные следы веревок, удерживающих “фей”, и даже отверстия в предположительно вырезанных фигурках. Несмотря на это, некоторые люди продолжали верить, что фотографии могут быть настоящими. Только в начале 1980-х годов Фрэнсис и Элси все-таки признались в мистификации фотографий, рассказав, что использовали картонные выкройки из детской книги и сделав для них крылья, после чего подвесили их на булавках.
После того как фотографии были сделаны, они выбросили улики в ручей. Когда их спросили, почему они так долго молчали об этой мистификации, они объяснили, что потому, что им было неприятно обманывать уважаемого писателя сэра Артура Конан Дойла, и они не хотели ставить его в неловкое положение. В конце концов, ни одна из них не ожидала, что розыгрыш зайдет так далеко, и были удивлены и напуганы по поводу того, почему фотографии были так широко приняты и им поверили, несмотря на то, что это была очевидная подделка.
Странно, но хотя они обе согласились с тем, что первые четыре фотографии были подделкой, они разошлись во мнениях относительно пятой, причем Элси сказала, что это тоже розыгрыш, а Фрэнсис утверждала, что эта единственная настоящая фотография. Странным было и то, что, хотя они признались в подделке фотографий, обе утверждали, что действительно видели фей.
Сейчас, глядя на печально известные фотографии из Коттингли, трудно представить, как кто-то мог допустить, что они могут быть настоящими. Это, откровенно говоря, явные фотографии картонных вырезок, в некоторых случаях даже видны дырки и булавки. Такие фотографии, представленные сейчас, немедленно вызвали бы единодушное, громогласное “Фальшивка!”.
Однако следует понимать, что в те времена, когда они были впервые сделаны, фотография была еще относительно новой технологией, и люди не привыкли видеть и анализировать их так, как сейчас. Мысль о подделке фотографий не приходила никому в голову. Почему о них продолжали говорить как о возможно настоящих в 1970-х и даже 80-х годах, остается только догадываться. Несмотря на то, что сегодня, в ретроспективе, эти фотографии могут показаться очевидной подделкой, они представляют собой одну из самых продолжительных мистификаций в истории.
Одна из ранних фотографических мистификаций относится к началу 1900-х годов, когда пара молодых девушек представила несколько замечательных фотографий, которые поразили воображение общественности и произвели фурор во всем мире, став одними из самых узнаваемых фотографий той эпохи и одной из самых известных фотографических мистификаций всех времен.
История того, что стало известно как фотографии феи Коттингли, началась в 1917 году в Коттингли, в Западном Йоркшире, Англия, где 9-летняя Фрэнсис Гриффитс и ее мать жили с тетей и дядей, пока ее отец находился в далекой стране, участвуя в Первой мировой войне. Фрэнсис любила играть со своей 16-летней кузиной Элси Райт, как это обычно делают молодые девушки, и одним из их любимых мест был ручей, протекающий рядом с садом.
Это очень беспокоило их матерей, потому что Элси и Фрэнсис часто возвращались мокрые и покрытые грязью. Им было прямо сказано, чтобы они не ходили к ручью и играли в другом месте, и когда однажды они опять вернулись домой мокрыми, матери спросили их, почему они вернулись к ручью. Ответ, вероятно, был не таким, как ожидали обе женщины.
Девочки сказали своим матерям, что они продолжают возвращаться к ручью, чтобы увидеть фей, которые там живут. Неудивительно, что матери в это не поверили, но девочки настаивали, что феи действительно живут и резвятся там, и Элси заявила, что они смогут доказать это, если им разрешат взять у отца фотоаппарат, чтобы сфотографировать их.
Отец Элси решил подшутить над ними и одолжил фотоаппарат девочкам, не ожидая, что из этого что-то выйдет, и считая это просто игрой десткого воображения. Девочки ушли и вернулись примерно через час, сказав, что им действительно удалось запечатлеть фотографические свидетельства их встреч с предполагаемыми феями. Поскольку мистер Райт был заядлым фотографом и имел собственную темную комнату, он смог сам быстро проявить фотографию, и на ней было изображено нечто весьма необычное.
На снимке Фрэнсис была изображена за кустом на переднем плане, на котором, казалось, танцевала и резвилась группа фей. Райт был настроен, мягко говоря, скептически и обвинил девушек в том, что они использовали какой-то обман при создании фотографии, возможно, с помощью картонных вырезок. Девушки настаивали на том, что фотография подлинная и что они сделают еще, если надо. Два месяца спустя девочкам снова удалось сфотографировать Элси с каким-то сказочным гномом.
Райт снова обвинил девочек в озорной выходке, сказав, что это была всего лишь бумажная вырезка или что они каким-то образом испортили его камеру, и запретил им пользоваться камерой впредь. Однако, несмотря на все это, его жена, Полли Райт, поверила рассказам девочек и решила, что фотографии были настоящими. Это, пожалуй, неудивительно, ведь миссис Райт была последовательницей духовно-философского движения под названием теософия, среди верований которого была идея о существовании фей и других духов природы.
В 1919 году миссис Райт посетила лекцию Теософского общества в Брэдфорде, темой которой как раз были феи. Именно здесь миссис Райт показала всем присутствующим фотографии, которые сделали ее дочь и племянница, и все, кто их рассматривал, посчитали их подлинными. На самом деле, фотографии произвели такое впечатление, что лектор решил, что их должен посмотреть сам выдающийся лидер теософского движения Эдвард Гарднер.
Затем Гарднер передал негативные стеклянные пластины с фотографиями эксперту по фотографии по имени Гарольд Снеллинг для анализа. Снеллинг пришел к выводу, что фотографии действительно подлинные, на них нет следов подделки, и даже есть небольшое размытие вокруг фигур, которое, казалось, позволяло предположить, что существа действительно двигались, когда были сделаны фотографии. Он сказал о фотографиях:
“Эти два негатива являются полностью подлинными, неподдельными фотографиями без каких-либо следов студийной работы с использованием карточных или бумажных моделей. Эта пластина – однократная экспозиция. Эти танцующие фигуры не сделаны из бумаги или какой-либо ткани; они не нарисованы на фотографическом фоне – но больше всего меня поражает то, что все эти фигуры двигались во время экспозиции. Это фотографии того, что было перед камерой в тот момент”.
После такого заявления о подлинности, сделанного известным экспертом в области фотографии, популярность снимков действительно возросла, и они захватили воображение публики, особенно среди спиритуалистов. Одним из тех, на кого фотографии произвели особое впечатление, был писатель сэр Артур Конан Дойл, известный Шерлок Холмс, который также был заядлым спиритуалистом и использовал их для иллюстрации статьи о феях, написанной им для журнала “Стрэнд”, будучи уверенным, что они являются убедительным доказательством существования фей.
Вместе с лидером теософии Гарднером Дойл передал фотографии экспертам из компании Kodak, производящей фотоаппараты, для повторного экспертного анализа. Специалисты Kodak пришли к выводу, что, хотя на фотографиях нет признаков подделки или мистификации, они, тем не менее, не обязательно являются доказательством существования фей, и отказались выдать сертификат подлинности. Разочарованный, Дойл отдал фотографии на анализ в другую компанию, Ilford Photo, которая пришла к противоположному выводу, что признаки фальсификации, безусловно, присутствуют.
Воодушевленные положительными первичными оценками Снеллинга и Kodak, Дойл и Гарднер продолжили свое расследование. Хотя Дойла задержала подготовка к лекции, которую он должен был прочитать в Австралии, Гарднер в 1920 году лично побеседовал с Райтами. Отец, мистер Райт, объяснил, что изначально был настолько убежден в том, что фотографии были поддельными, что тщательно обыскал комнаты девочек в поисках любых доказательств использования картонных вырезок, в которых он был уверен, но не нашел никаких следов такого трюкачества.
Девушки остались при своем мнении, и Гарднер пришел к выводу, что они говорят правду. Впоследствии он снабдил их современными фотоаппаратами и попросил сделать новые фотографии фей в присутствии кого-нибудь еще в качестве свидетеля, но девочки заявили, что феи не появятся, если там будет кто-то, кроме них. Гарднер вынужден был согласиться. В итоге девочки сделали еще три снимка фей: на одном была изображена крылатая фея, порхающая возле носа Фрэнсис, на другом – фея, сидящая на ветке и предлагающая Элси цветок, а на последнем – фея в каком-то чехле или коконе. Дойл был убежден, что фотографии были настоящими, в какой-то момент заявив:
“Признание их существования вытолкнет материальный разум двадцатого века из его тяжелой колеи и заставит его признать, что в жизни есть очарование и тайна. Обнаружив это, миру будет не так трудно принять то духовное послание, подкрепленное физическими фактами, которое уже было поставлено перед ним”.
В 1921 году Дойл написал продолжение своей первой статьи, в которой он рассказал о наблюдениях, сделанных Фрэнсис и Элси, и объяснил, насколько фантастическим было фотографическое “доказательство”. В 1922 году он написал об этом целую книгу под названием “Пришествие фей”, полностью одержимый идеей существования фей. Новые фотографии снова стали популярны среди публики, хотя и вызвали неоднозначную реакцию.
Хотя некоторые были убеждены, что на них изображены настоящие феи, нашлось и немало критиков, которые указали на целый ряд проблем с фотографиями, таких как то, что они выглядели точно так же, как популярные образы фей из сказок, что они всегда были одеты по последней моде, и более очевидное замечание, что они просто выглядели как двухмерные листы бумаги. Тем не менее, было много тех, кто был в восторге от фотографий и рассказов девочек, и кто верил им без сомнений. Гарднер снова наведался в дом Райтов, на этот раз с экстрасенсом по имени Джеффри Ходсон, который утверждал, что тоже повсюду видит фей.
Несмотря на большой интерес и дискуссии, развернувшиеся вокруг фотографий фей Коттингли, их популярность стала ослабевать. Элси и Фрэнсис выросли, стали жить за границей, повыходили замуж, и, по всей видимости, дни фей остались позади. Так было до 1966 года, когда репортер газеты Daily Express разыскал Элси и расспросил ее о феях.
Именно тогда появились первые намеки на признание мистификации, поскольку Элси призналась, что феи могли быть плодом ее воображения, хотя она по-прежнему утверждала, что могла каким-то образом спроецировать свои мысли и запечатлеть их на пленке. Появившаяся статья вновь вызвала интерес СМИ, и, несмотря на интервью и пристальное внимание, и Фрэнсис, и Элси в течение многих лет продолжали настаивать на том, что фотографии не были поддельными. Неопределенность и споры продолжались еще более десяти лет, прежде чем был получен окончательный ответ.
В 1978 году фокусник и скептик Джеймс Рэнди отметил, что феи на фотографиях из Коттингли удивительно похожи на тех, что были изображены в детской книге “Подарочная книга принцессы Мэри”, которая пользовалась популярностью в 1915 году, незадолго до того, как были сделаны первые фотографии.
Рэнди также дополнительно изучил фотографии вместе с группой из “Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях” и обнаружил, что на фотографиях есть явные следы веревок, удерживающих “фей”, и даже отверстия в предположительно вырезанных фигурках. Несмотря на это, некоторые люди продолжали верить, что фотографии могут быть настоящими. Только в начале 1980-х годов Фрэнсис и Элси все-таки признались в мистификации фотографий, рассказав, что использовали картонные выкройки из детской книги и сделав для них крылья, после чего подвесили их на булавках.
После того как фотографии были сделаны, они выбросили улики в ручей. Когда их спросили, почему они так долго молчали об этой мистификации, они объяснили, что потому, что им было неприятно обманывать уважаемого писателя сэра Артура Конан Дойла, и они не хотели ставить его в неловкое положение. В конце концов, ни одна из них не ожидала, что розыгрыш зайдет так далеко, и были удивлены и напуганы по поводу того, почему фотографии были так широко приняты и им поверили, несмотря на то, что это была очевидная подделка.
Странно, но хотя они обе согласились с тем, что первые четыре фотографии были подделкой, они разошлись во мнениях относительно пятой, причем Элси сказала, что это тоже розыгрыш, а Фрэнсис утверждала, что эта единственная настоящая фотография. Странным было и то, что, хотя они признались в подделке фотографий, обе утверждали, что действительно видели фей.
Сейчас, глядя на печально известные фотографии из Коттингли, трудно представить, как кто-то мог допустить, что они могут быть настоящими. Это, откровенно говоря, явные фотографии картонных вырезок, в некоторых случаях даже видны дырки и булавки. Такие фотографии, представленные сейчас, немедленно вызвали бы единодушное, громогласное “Фальшивка!”.
Однако следует понимать, что в те времена, когда они были впервые сделаны, фотография была еще относительно новой технологией, и люди не привыкли видеть и анализировать их так, как сейчас. Мысль о подделке фотографий не приходила никому в голову. Почему о них продолжали говорить как о возможно настоящих в 1970-х и даже 80-х годах, остается только догадываться. Несмотря на то, что сегодня, в ретроспективе, эти фотографии могут показаться очевидной подделкой, они представляют собой одну из самых продолжительных мистификаций в истории.
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно