Параллельный мир
В начале XVII века крышу кафедрального собора во французском городке Кемпер-Корентен украшала покрытая свинцом башенка, 1 февраля 1620 года между семью и восемью часами вечера в нее попала молния, взметнулось пламя, раздался взрыв, и башенка со страшным грохотом упала вниз. К собору со всех концов города сбежались люди и среди огня и дыма увидели зеленого дьявола с длинным хвостом, который делал свое грязное дело - раздувал пожар! Рассказ об этом событии, опубликованный в Париже, сопровождался более подробной версией, напечатанной в Ренне. Более поздняя версия добавляла, что дьявол "был ясно виден всеми внутри огня иногда серым, иногда синим или желтым".
Как же поступили власти? Они распорядились бросить в ревущее пламя одновременно несколько освященных предметов, сотни полторы ведер с водой и сорок или пятьдесят тачек удобрений. Тщетно. Дьявол по-прежнему был на месте, и огонь продолжал бушевать. Требовалось предпринять нечто более радикальное. Освященную облатку поместили внутрь буханки хлеба и бросили в пламя; потом, перемешав святую воду с молоком кормилицы, отличавшейся безукоризненным поведением, выплеснули смесь на дьявола и пылавшую башенку. Этого пришелец не выдержал: он издал отвратительный свист и исчез.
Мне остается только порекомендовать этот рецепт военновоздушным силам США, если только они смогут найти кормилицу с незапятнанным прошлым.
За восемь столетий до описанного события (то есть около 830 года), во времена правления императора Лотаря, странные существа часто появлялись на севере Нидерландов. Согласно Корнелию ван Кемпену, сравнивающему их с античными нимфами, эти создания называли "белыми дамами". Они жили в пещерах, нападали на ночных путников, а также беспокоили пастухов. Матерям, имевшим младенцев, следовало быть крайне осмотрительными, так как эти существа ловко похищали грудных детей. В их логовищах любой человек мог услышать всякого рода странный шум, неразборчивые слова и звуки музыки.
Шестнадцать выводов священника Кирка
Во второй половине XVII века один шотландский ученый собрал все, какие только смог найти, рассказы о добрых людях и в 1691 году написал поразительный трактат под названием "Тайный союз эльфов, фавнов и фей". Это была первая попытка систематического описания методов действия и организации странных существ, которые докучали шотландским фермерам. Автор манускрипта, священник Кирк из Аберфойла, изучал теологию в Сент-Андрусе и получил степень профессора в Эдинбурге. Позднее он служил священником в церковных приходах Балкедера и Аберфойла, где и умер в 1692 году.
Для описания организации эльфов Кирк придумал название "Тайный союз". К сожалению, нет возможности целиком привести текст его трактата, но мы можем суммировать его выводы об эльфах и других воздушных существах следующим образом:
1. Они являются чем-то промежуточным между человеком и ангелами.
2. У них очень легкие "флюидные" тела, сравнимые с плотными облаками. В основном их видят ночью. По своему желанию они могут появляться и исчезать.
3. Они умны и любознательны.
4. Они обладают силой, позволяющей забирать с собой все, что им нравится.
5. Они живут под землей в пещерах, в которые могут проникать через любую трещину или отверстие, доступные только для воздуха.
6. Пока люди еще не расселились по большей части территории земли, эти существа жили на ней и занимались земледелием. Их цивилизация оставила следы на вершинах гор; она процветала в то время, когда повсюду еще росли леса.
7. Каждые три месяца они меняют место жительства, поскольку не любят засиживаться на одном и том же месте, а предпочитают путешествовать. Именно тогда и происходят встречи, внушающие страх людям, даже на больших дорогах.
8. Их тела благодаря своей способности меняться позволяют им плавать по воздуху со всеми своими домочадцами.
9. Они делятся на племена. Как и у нас, у них есть дети и кормилицы, свадьбы и похороны и т.д., с одной лишь разницей: они делают это только для того, чтобы передразнивать наши обычаи или предрекать земные события.
10. Считается, что их дома удивительно большие и красивые, но чаще всего они недоступны человеческому зрению. Кирк сравнивает их с заколдованными островами. В этих домах есть никогда не гаснущие лампы и огонь, горящий без дров.
11. Говорят они очень мало. Когда дело все же доходит до разговоров, они пользуются языком, похожим на свист.
12. Их привычки и язык, когда они разговаривают с людьми, такие же, как и у жителей тех мест, где они обитают.
13. Их философия основана на следующих принципах: ничто не умирает; все развивается циклично, и при очередном цикле каждая субстанция возрождается и совершенствуется. Движение является универсальным законом.
14. Считается, что у их вождей есть своя иерархия, но нет ни видимого поклонения Богу, ни религии.
15. У них есть много книг, легких и веселых, но есть и сложные и серьезные, повествующие об абстрактных материях.
16. Когда им вздумается, они с помощью волшебства могут заставить себя появляться перед нами.
Сходство между выводами Кирка и рассказом Фация Кардано, разделенными ровно двумя столетиями, весьма красноречиво. Кардано, а также Парацельс писали, подобно Кирку, о возможности заключения договора с этими существами и об их способности по своему желанию появляться и отвечать на вопросы. Парацельс не захотел открыть содержания этого договора "из-за тех бед, которые могут обрушиться на каждого, кто попытается сделать это". Кирк также был очень сдержан в этом вопросе. Однако для более глубокого погружения в данную тему необходимо, очевидно, отправиться в мир колдовства и магических ритуалов, но это не входит в задачу настоящей книги.
Основная мысль Кирка состоит в том, что каждая эпоха оставила потомкам свою тайну для разгадки. Гораздо быстрее, чем мы думаем, говорит он, общение с воздушными существами станет для нас столь же естественным, как, например, печатный станок или искусство кораблевождения, - все те вещи, которые поначалу вызывали огромное изумление.
До сих пор не удалось найти ни одного автора, который утверждал бы, что знает физическую природу этих существ. Все они знакомят нас со своими мнениями о проблеме или с различными предположениями, высказанными их современниками, но даже не пытаются уверить нас, будто нашли окончательное решение. По словам Кирка, тела у добрых людей настолько приспособляемые благодаря духу, ими управляющему, что добрые люди могут делаться видимыми или невидимыми, когда им это заблагорассудится. У некоторых из них тело или оболочка такие губчатые, тонкие и хрупкие, что питаются они, всасывая крепкие ароматические ликеры, проникающие внутрь, как чистый воздух и благовония.
Некоторые средневековые оккультисты разделяли все невидимые существа на четыре класса: ангелы, боги древних; черти или демоны, падшие ангелы; души умерших, а также духи Стихий, соответствующие Тайному союзу Кирка. В четвертую группу входят гномы, живущие на земле, и эльфы, обитающие в пещерах, гоблины, феи, корриганы, тролли, домовые из русских сказок и сильфы, живущие в воздухе. Такое деление, очевидно, весьма произвольно, и сам Парацельс признавал, как трудно дать каждому классу то или иное определение. Тела обитателей Стихий, состоящие из "эластичной полуматериальной субстанции, достаточно бесплотны, чтобы быть невидимыми, и способны изменять свою форму по определенным законам". Джон Макнил из Барра объяснял Эвансу-Венцу:
Старые люди, по их словам, не знали, состояли ли эльфы из плоти и крови или были духами. Они видели их в человеческом обличье, но только значительно меньшего роста. Я слышал, как мой отец рассказывал, будто эльфы имели обыкновение приходить и разговаривать с людьми и затем мгновенно исчезать на глазах у изумленных очевидцев. А женщины-эльфы заходили поболтать прямо в дома, в затем также бесследно растворялись. Эльфы, как считали многие, - это духи, способные по своему желанию то появляться, то становиться невидимыми. И когда они уводили с собой людей, то забирали и тело и душу.
Другой человек, с которым беседовал Эванс-Венц, утверждал, будто "воздушные эльфы отличаются от тех, что живут в скалах". Подобным же образом и в Бретани народная молва делит корриганов на две группы: карликовые существа, наделенные магической силой и даром прорицания, и белокожие воздушные корриганы. Существа первой категории темнокожи и волосаты, с пальцами, оканчивающимися когтями. У них старческие лица и глубоко посаженные глаза, маленькие и блестящие, словно горящие угольки. Голоса у них низкие, "надломленные старостью".
Упоминание о пророчестве вновь возвращает нас к представлению о существовании связи между деяниями Тайного союза и делами человеческими. Эванс-Венц, подметив наличие этой связи еще в старинных поэтических текстах, говорит, что во время последней битвы великого ольстерского героя Кухулина (которому благоволили сиды, или эльфы) одно из этих существ по имени Морригу летало над головой Кухулина, пока тот сражался, находясь в своей боевой колеснице. Эльфы приняли участие в битве при Клонтарфе (23 апреля 1014 года), обеспечивая, выражаясь современным военным языком, "воздушное прикрытием ирландской стороне. Перед битвой к Дунлангу ОТартигану пришла женщина-эльф и умоляла его не вступать в бой. Она знала, что исход для него будет только один - смерть (здесь мы снова встречаемся с пророческим даром эльфов). Но он заверил ее в своей готовности умереть за Ирландию. Согласно переводу У.Г. Хеннесси, опубликованному в журнале "Review Celte", обе армии встретились близ Дублина.
Описание этой ужасной схватки напоминает рассказ об одном из чудес Судного дня. Над их головами возник дикий, неудержимый, страстный, безумный, безжалостный, яростный, мрачный, терзающий, жестокий, воинственный и задиристый Бадб, который пронзительно кричал и размахивал крыльями. Появились также сатиры и духи... небесные демоны-разрушители и дьявольское призрачное воинство.
Можем ли мы изучать современные сообщения о наблюдениях НЛО без переосмысления всей проблемы видений? Большинство уфологов отвечают на этот вопрос утвердительно. Неопознанные летающие объекты, доказывают они, оставляют материальные следы и ведут себя подобно космическим зондам. Для них НЛО - это очевидные плоды научного творчества, не имеющие ничего общего ни с мистико-религиозным контекстом средневековых видений, ни с существами, которых изучал Кирк, поскольку все это рассматривается ими только как всплески людской молвы, окрашенной в фольклорные тона.
Подобный подход, игнорирующий исторический контекст проблемы, не может более получать поддержку. В сообщениях о многих последних наблюдениях описываются объекты и существа, которые появляются и исчезают, подобно эльфам священника Кирка, но именно эти случаи не становятся достоянием общественности. Исследователи НЛО с большой неохотой публикуют их. Да и сами свидетели не особенно рвутся сообщать о таких историях, так как хорошо понимают, что им никто не захочет поверить. Однажды во время нашей беседы на эту тему Эме Мишель обратил мое внимание на реакцию ученых, встретивших в штыки результаты проведенного им анализа случаев французских видений. Они рассматривают подобные фантастические истории исключительно как порождение расстроенного сознания. "Интересно, что бы сказали эти ученые, - заметил Мишель, - если бы я опубликовал все данные?"
Среди случаев, заслуживающих особого внимания, но положенных под сукно самими энтузиастами изучения проблемы НЛО, упомянем событие, происшедшее 30 сентября 1954 г. в Нуатре, департамент Эндр и Луара, Франция. Примерно в половине пятого дня Жорж Гатай, руководивший бригадой из восьми каменщиков, внезапно заметил, что направляется прочь от строительной площадки. Он чувствовал "необычную вялость" и очень изумился, куда же это он идет. Вдруг перед ним неожиданно предстало странное видение.
Метрах в десяти от него, выше на откосе, находился человек. На нем был серый рабочий комбинезон и короткие сапоги, а на голове - непрозрачный стеклянный шлем с забралом, доходившим до груди. В руке он держал какой-то удлиненный предмет: "Это мог быть или пистолет, или металлический прут". На груди светил яркий фонарь. Странный человек стоял перед большим сверкающим куполом, который "плавал" на высоте меньше метра. На верхушке купола располагалось нечто похожее на вращающиеся крылья или лопасти. Затем странный человек неожиданно исчез, и я не могу объяснить, как он это сделал, хотя и не сводил с него глаз; он именно исчез, как картинка, стертая одним махом.
Вслед за этим я услышал сильный свистящий звук, который заглушил даже грохот наших экскаваторов. Тарелка поднялась вертикально, двигаясь толчками, а затем так же, словно чудом, растворилась в голубоватой дымке.
Гатай хотел бежать, но какая-то сила приковала его к месту. Он был "парализован" на протяжении всей этой сцены. В таком же состоянии оказались и члены его бригады - уникальный случай коллективной физиологической реакции. Никто из них до этого не верил в так называемые тарелки.
Как только Гатай снова обрел способность двигаться, он поспешно вернулся к своим подчиненным и закричал: "Вы что-нибудь видели?" Бёруа ответил: "Да. Летающую тарелку!" А водитель экскаватора Любанович добавил: "А перед ней был человек, по одежде напоминавший водолаза". Четверо других - Сеше, Вильнёв, Ружье и Амиро, водитель грузовика, - подтвердили все детали необычного зрелища.
Этот инцидент, заметим для себя, произошел в уединенном сельском районе, когда во Франции только-только начиналась волна сообщений о наблюдениях НЛО. Гатай, сражавшийся во время войны в рядах Сопротивления и раненный в Люксембурге, заявил, что не склонен предаваться полетам фантазии. После происшествия он страдал от бессонницы, сильной головной боли и на неделю потерял аппетит. Странно, но все восемь очевидцев и по сей день не считают летающие тарелки явившимися из иного мира. Они уверены, что стали свидетелями какого-то секретного эксперимента, проведенного вполне земной страной - возможно, и Францией.
В начале сентября 1965 года в Халапе (Мексика) наблюдался парящий в небе объект с освещенными узкими окошками по периметру, через которые виднелось существо, одетое в черное, со сверкающими кошачьими глазами, державшее какой-то светящийся металлический прут. Это существо внезапно исчезло на глазах у стоявших на улице местного репортера, двух таксистов и тореадора.
26 июля 1965 года в Каразинью (Бразилия) наблюдали пятерых карликов в черной униформе и коротких сапожках. По словам очевидцев, "у одного из них в руке был какой-то ярко светившийся предмет, похожий на волшебную палочку".
Днем 28 января 1967 года вблизи уипснейдского зоопарка в уединенном английском местечке Стадхам-Коммон в ЧилтернХилле примерно без четверти два небо неожиданно озарилось вспышкой молнии. По сообщению английского исследователя Р.Х.Б. Уиндера, изучавшего этот случай для журнала "Flying Saucer Review", облака нависли над землей, и пошел дождь. В это время семеро мальчишек шли в школу вдоль неглубокой долины Делл, идеального места для игры в прятки. Десятилетний Алекс Батлер посмотрел в южном направлении и на открытом месте по ту сторону долины отчетливо увидел фигуру "маленького синего человечка с бородой и в высокой шляпе".
Алекс окликнул товарищей, и они побежали навстречу фигуре. Когда ребята приблизились метров на восемнадцать, она "исчезла в клубах дыма". Мальчишки, естественно, были очень удивлены, но, поскольку ничто в этой странной фигуре не вызвало у них страха или предположения о возможной опасности, они отправились искать "маленького синего человечка" и на сей раз увидели его по другую сторону зарослей, там, где только что были сами, и снова двинулись ему навстречу. Он опять пропал и появился на дне долины. В этот момент ребята услышали какие-то "голоса", доносившиеся из близлежащих кустов, и немного испугались. Голоса напоминали "иностранное бормотание". Наконец, перед самым звонком на урок, они увидели человечка в четвертый раз.
Информация
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно