Арктическая истерия или Зов Полярной звезды
В 1909 году во время арктической экспедиции Роберта Пири, американского исследователя, первым достигшего Северного полюса, из 20 эскимосок, что помогали белым на судне, восемь впали в странное состояние. Местные безуспешно пытались объяснить, что это за недуг. Американцы поняли лишь одно: это помутнение разума. Слава богу, временное! К утру все пришли в норму. Сегодня ученые знают этот феномен как «арктическую истерию».
Они поют и хлопают в ладоши
В бескрайней ледяной пустыне подвержены этому недугу не только туземцы, но и все, кто попадает в «царство Снежной королевы». Очевидцы говорят, что это похоже на массовый психоз или на шаманский обряд: люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды, тихо что-то поют и ритмично похлопывают в ладоши... Кое у кого все проходит не так мирно: случается, люди разрывают на себе одежду, ползают и даже лают по-собачьи. Приступ обычно продолжается от одного до двух часов, заканчивается конвульсиями и безудержными рыданиями, после чего человек впадает в глубокий сон, а затем неожиданно приходит в себя.
С этим загадочным заболеванием европейцы столкнулись в начале прошлого века, когда одна за одной отправлялись экспедиции к Северному полюсу: участники писали о странных припадках, что они наблюдали у северных народов. Приступы безумия называли по-разному: «мерячка», полярный психоз, полярная истерия, «зов Полярной звезды»... Но выглядят они всегда одинаково: человек без видимой причины впадает в транс, порой становится агрессивным, а иногда вдруг бежит куда-то. Впрочем, ученые знают куда: в направлении Северного полюса. При попытке удержать безумца, он вырывался с нечеловеческой силой.
Иногда приступы охватывают целые поселки. Загадочным феноменом полярной истерии занимался даже знаменитый психиатр Бехтерев, но и ему не удалось объяснить причины внезапного психоза.
Север - дело тонкое
Если ученые затрудняются дать объяснение загадке полярной истерии, то эзотерики часто интерпретируют ее как одержимость духами. Вероятно, они правы, во всяком случае, именно «безумство Полярной звезды» является одним из признаков, по которым Северные народы определяют будущего шамана. Кандидата «тестируют»: если подобное состояние повторяется под действием таких возбудителей как пение, битье в бубен, пляски — призвание шамана считается доказанным. Далее он должен продемонстрировать, что кроме непроизвольного общения с духами ему под силу по собственному желанию вступать с ними в прямой контакт.
Можно попробовать объяснить приступы «менерика» (еще одно название Полярной истерии) природными факторами: случаются они всегда на исходе полярной ночи, а столь длительное отсутствие дневного света (в течение полугода!) психика даже самого устойчивого человека не выдерживает.
Другой фактор риска — специфическое питание северян: эскимосы, к примеру, испытывают постоянный дефицит кальция и витамина С, что не может не сказываться на ментальных процессах. Мы можем даже считать эти приступы естественной разрядкой организма, который старается избежать нервных расстройств. Это своего рода лечение от стресса — после кратковременного отключения сознания, иногда даже болезненного припадка, человек приходит в себя обновленным, без эмоциональных рубцов.
Немного истории
В конце XIX и в начале XX века на Крайнем севере России и в Сибири состояние полярной истерии фиксировали не только во многих местах, но и у довольно больших групп населения. Появился даже термин «психическая зараза». Есть свидетельства, как в некоторых населенных пунктах почти одновременно заболевали до 100 человек! Один запел что-то — остальные подхватывают и начинают двигаться в такт музыке, закрыв глаза и не реагируя на происходящее... Пережившие менерик рассказывают, что сознание при этом делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации, отчего и кричат некоторые, и бьются головой об стену или рвут на себе волосы...
В Якутии эти припадки считают порчей — говорят, злой дух вселился. Имя его Менерик, отсюда и название болезни. Описаны случаи, когда страдающие помутнением рассудка могут колоть себя ножами или прыгать в зимнюю стужу в морские волны, при этом не умея плавать.
Характерно, что обычно даже самые экстравагантные выходки не причиняет безумцам вреда. Впрочем, это уже мифология. А вот первый описанный факт: в 1897—1899 годах состоялась первая полномасштабная бельгийская антарктическая экспедиция на барке «Бельжика» под командованием барона де Гомери. В силу разных трагических неудач в 1898 году капитан принял трудное решение: остаться зимовать у берегов Антарктиды. Вдобавок ко всем несчастьям, на борту кончился керосин — нечем стало заправлять лампы. И мир для путешественников погрузился в темноту. На всю полярную ночь! Лишь свет Северного сияния напоминал матросам о том, что когда-то их мукам придет конец. Один из моряков Адам Толлефсен особенно тяжело переживал происходящее, и вот в какой-то день он впал в истерику, орал и кусался, раскидал команду, пытавшуюся его образумить, кинулся с топором на штурмана, потом спрыгнул на льдину и умчался прочь от затертого во льдах корабля. Это и была та самая Полярная истерия. Судя по тому, как его состояние описал судовой врач, бедняга Адам услышал некий зов. Его потом исследователи и назвали «зов Полярной звезды» — характерное неудержимое стремление двигаться к Северному полюсу: идти и идти, напролом, через пургу, пока не упадешь от холода и голода.
Лечить нельзя
Доктора-европейцы, разумеется, пытались лечить полярную истерию. Безрезультатно. После многих опытов они вынесли вердикт о «повышенной внушаемости северных дикарей». Он подтверждал любимый в начале XX века тезис о том, что народы, сохраняющие традиционную культуру, в психическом развитии своем подобны душевнобольным или детям — с ними нельзя говорить как с равными. И поступать как с себе подобными... Больше всего интриговал европейцев пресловутый «эффект зова»— потребность любой ценой (порой — ценой жизни!) двигаться в конкретном направлении. Его-то особенно часто приводили в доказательство безумия аборигенов Чукотки и Якутии, а также регионов, омываемых Белым, Баренцевым и Норвежским морями. И это до сих пор самое загадочное проявление полярной истерии. Ну, а массовые танцы под пугающим и завораживающим Северным сиянием — это видели многие. Я сам однажды был свидетелем, как якуты, смотревшие какое-то время в небо, где плясали и пульсировали огненные языки разных цветов, вдруг как по команде встали в подобие огромного хоровода и начали медленно ходить по кругу, размахивая руками и что-то монотонно напевая. В этом была подлинная поэзия, но какая-то пугающая...
О том, что человек в состоянии арктической истерии полностью подчиняется любым приказам со стороны, тоже много писали — мол, этим и пользуются шаманы. Наверное, но это обусловлено причинами сакрального характера: а как же иначе им помочь своему народу преодолеть тоску бесконечной полярной тьмы? Как научить соплеменников не бояться подавляющих волю северных сияний? Как примирить с «зовом Полярной звезды»?
Коренные Северные народы, кстати, даже не пытаются помочь собратьям, сраженным арктической истерией. А что тут можно сделать? Разве что облегчить участь страдающего — расстегнуть ворот или предотвратить травмы... Что же касается борьбы с недугом, им в голову не придет что-то делать — кроме обращения к шаману, если он живет поблизости. Только он способен превратить твой припадок в песню о Полярной звезде... С этим можно жить. Собственно, здесь не выжить без этого.
Они поют и хлопают в ладоши
В бескрайней ледяной пустыне подвержены этому недугу не только туземцы, но и все, кто попадает в «царство Снежной королевы». Очевидцы говорят, что это похоже на массовый психоз или на шаманский обряд: люди начинают повторять движения друг друга, безоговорочно выполняют любые команды, тихо что-то поют и ритмично похлопывают в ладоши... Кое у кого все проходит не так мирно: случается, люди разрывают на себе одежду, ползают и даже лают по-собачьи. Приступ обычно продолжается от одного до двух часов, заканчивается конвульсиями и безудержными рыданиями, после чего человек впадает в глубокий сон, а затем неожиданно приходит в себя.
С этим загадочным заболеванием европейцы столкнулись в начале прошлого века, когда одна за одной отправлялись экспедиции к Северному полюсу: участники писали о странных припадках, что они наблюдали у северных народов. Приступы безумия называли по-разному: «мерячка», полярный психоз, полярная истерия, «зов Полярной звезды»... Но выглядят они всегда одинаково: человек без видимой причины впадает в транс, порой становится агрессивным, а иногда вдруг бежит куда-то. Впрочем, ученые знают куда: в направлении Северного полюса. При попытке удержать безумца, он вырывался с нечеловеческой силой.
Иногда приступы охватывают целые поселки. Загадочным феноменом полярной истерии занимался даже знаменитый психиатр Бехтерев, но и ему не удалось объяснить причины внезапного психоза.
Север - дело тонкое
Если ученые затрудняются дать объяснение загадке полярной истерии, то эзотерики часто интерпретируют ее как одержимость духами. Вероятно, они правы, во всяком случае, именно «безумство Полярной звезды» является одним из признаков, по которым Северные народы определяют будущего шамана. Кандидата «тестируют»: если подобное состояние повторяется под действием таких возбудителей как пение, битье в бубен, пляски — призвание шамана считается доказанным. Далее он должен продемонстрировать, что кроме непроизвольного общения с духами ему под силу по собственному желанию вступать с ними в прямой контакт.
Можно попробовать объяснить приступы «менерика» (еще одно название Полярной истерии) природными факторами: случаются они всегда на исходе полярной ночи, а столь длительное отсутствие дневного света (в течение полугода!) психика даже самого устойчивого человека не выдерживает.
Другой фактор риска — специфическое питание северян: эскимосы, к примеру, испытывают постоянный дефицит кальция и витамина С, что не может не сказываться на ментальных процессах. Мы можем даже считать эти приступы естественной разрядкой организма, который старается избежать нервных расстройств. Это своего рода лечение от стресса — после кратковременного отключения сознания, иногда даже болезненного припадка, человек приходит в себя обновленным, без эмоциональных рубцов.
Немного истории
В конце XIX и в начале XX века на Крайнем севере России и в Сибири состояние полярной истерии фиксировали не только во многих местах, но и у довольно больших групп населения. Появился даже термин «психическая зараза». Есть свидетельства, как в некоторых населенных пунктах почти одновременно заболевали до 100 человек! Один запел что-то — остальные подхватывают и начинают двигаться в такт музыке, закрыв глаза и не реагируя на происходящее... Пережившие менерик рассказывают, что сознание при этом делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации, отчего и кричат некоторые, и бьются головой об стену или рвут на себе волосы...
В Якутии эти припадки считают порчей — говорят, злой дух вселился. Имя его Менерик, отсюда и название болезни. Описаны случаи, когда страдающие помутнением рассудка могут колоть себя ножами или прыгать в зимнюю стужу в морские волны, при этом не умея плавать.
Характерно, что обычно даже самые экстравагантные выходки не причиняет безумцам вреда. Впрочем, это уже мифология. А вот первый описанный факт: в 1897—1899 годах состоялась первая полномасштабная бельгийская антарктическая экспедиция на барке «Бельжика» под командованием барона де Гомери. В силу разных трагических неудач в 1898 году капитан принял трудное решение: остаться зимовать у берегов Антарктиды. Вдобавок ко всем несчастьям, на борту кончился керосин — нечем стало заправлять лампы. И мир для путешественников погрузился в темноту. На всю полярную ночь! Лишь свет Северного сияния напоминал матросам о том, что когда-то их мукам придет конец. Один из моряков Адам Толлефсен особенно тяжело переживал происходящее, и вот в какой-то день он впал в истерику, орал и кусался, раскидал команду, пытавшуюся его образумить, кинулся с топором на штурмана, потом спрыгнул на льдину и умчался прочь от затертого во льдах корабля. Это и была та самая Полярная истерия. Судя по тому, как его состояние описал судовой врач, бедняга Адам услышал некий зов. Его потом исследователи и назвали «зов Полярной звезды» — характерное неудержимое стремление двигаться к Северному полюсу: идти и идти, напролом, через пургу, пока не упадешь от холода и голода.
Лечить нельзя
Доктора-европейцы, разумеется, пытались лечить полярную истерию. Безрезультатно. После многих опытов они вынесли вердикт о «повышенной внушаемости северных дикарей». Он подтверждал любимый в начале XX века тезис о том, что народы, сохраняющие традиционную культуру, в психическом развитии своем подобны душевнобольным или детям — с ними нельзя говорить как с равными. И поступать как с себе подобными... Больше всего интриговал европейцев пресловутый «эффект зова»— потребность любой ценой (порой — ценой жизни!) двигаться в конкретном направлении. Его-то особенно часто приводили в доказательство безумия аборигенов Чукотки и Якутии, а также регионов, омываемых Белым, Баренцевым и Норвежским морями. И это до сих пор самое загадочное проявление полярной истерии. Ну, а массовые танцы под пугающим и завораживающим Северным сиянием — это видели многие. Я сам однажды был свидетелем, как якуты, смотревшие какое-то время в небо, где плясали и пульсировали огненные языки разных цветов, вдруг как по команде встали в подобие огромного хоровода и начали медленно ходить по кругу, размахивая руками и что-то монотонно напевая. В этом была подлинная поэзия, но какая-то пугающая...
О том, что человек в состоянии арктической истерии полностью подчиняется любым приказам со стороны, тоже много писали — мол, этим и пользуются шаманы. Наверное, но это обусловлено причинами сакрального характера: а как же иначе им помочь своему народу преодолеть тоску бесконечной полярной тьмы? Как научить соплеменников не бояться подавляющих волю северных сияний? Как примирить с «зовом Полярной звезды»?
Коренные Северные народы, кстати, даже не пытаются помочь собратьям, сраженным арктической истерией. А что тут можно сделать? Разве что облегчить участь страдающего — расстегнуть ворот или предотвратить травмы... Что же касается борьбы с недугом, им в голову не придет что-то делать — кроме обращения к шаману, если он живет поблизости. Только он способен превратить твой припадок в песню о Полярной звезде... С этим можно жить. Собственно, здесь не выжить без этого.
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно