Ведьма и колдун – «сладкая парочка» русских поверий

28 августа 2007
4
27896
Колдуны, как и ведьмы, не исповедуются в церкви и встают спиной к иконостасу. Если истопить осиновыми дровами печь в Чистый четверг, то все окрестные колдуны придут просить золы. Если во время светлой заутрени взять в руку первое яйцо молодой курицы и встать на место, откуда видно всех молящихся, можно заметить на голове колдуна маленькие рожки.

В колдунов и ведьм на Руси верили уже в дохристианскую эпоху. Недаром ни одна русская сказка не обходится без этих «нечистых». На юге России считали, что ведьмы - это, как правило, молодые вдовы, причем настолько красивые, что за взгляд прекрасных очей не жалко жизнь отдать. В средней полосе России - это неопрятные, толстые бабы с бельмом на глазу, в северных губерниях - иссохшие косматые старухи. Главная отличительная особенность ведьм - маленький хвостик, который они прячут от посторонних глаз. Самое верное средство понять, кто перед тобой, ведьма или обычная женщина, - позвать ее в баню. Если откажется мыться в присутствии других баб, опасаясь обнаружить свой хвост, значит, точно, ведьма. Ведьмы приходят в церковь, но они не молятся и не исповедуются и поворачиваются к иконостасу спиной.

Ведьма живет с полюбовниками невенчанной. В случае венчания черти калечат ее - делают хромоногой, лишают глаза, пальцев...

Умирая, ведьмы страшно мучаются. Они стараются передать свои умения другой женщине, предпочтительно молодой и обязательно незамужней, иначе их не примет земля. Сделать этом можно, коснувшись рукой. Зная это, люди боятся подходить к умирающей, еду или питье ей не подают в руки, а оставляют так, чтобы умирающая могла дотянуться сама. После смерти изо рта ведьмы вываливается длинный синий язык, похожий на лошадиный.

По ночам ведьмы вылетают через трубу своей избы на помеле. Они умеют оборачиваться в сорок, свиней и черных кошек. Свинью или кошку нужно бить оглоблей, повторяя при каждом ударе «раз». Если сказать «два», ведьма врага «изломает». Ведьмы периодически собираются на Лысой горе на шабаш.

Считалось, что ведьмы выдаивают коров и даже насылают на них мор. Случалось, если начинался падеж скота, крестьяне искали ведьму и расправлялись с ней. Неурожай тоже могли свалить на подружку сатаны.

В исторических хрониках есть записи о расправах над женщинами, которых подозревали в ведовстве. В Пскове в 1489 году во время моровой язвы сожгли тринадцать ведьм. В 1670 году под Москвой сожгли в избе старуху Олену. Она во время допроса «с пристрастием» призналась, что наводила порчу на людей. В 1678 году под Смоленском крестьянина Оглоедова заподозрили в том, что он напускает на людей икоту. В этом он признался на дыбе, после чего его признали колдуном и посадили на кол.

В Клязьме в 1690 году крестьянку Евдокию сожгли за то, что она якобы выдаивала коров и напускала мор на кур.

В 1730 году Сенат издал указ, в котором говорилось, что ведьм и колдунов следует сжигать на костре. В 1779 году епископ устюжский направил в Синод послание, в котором сообщал о появлении в сельских областях губернии ведьм и колдунов. Они якобы отвращают людей от православной веры и напускают разного рода болезни посредством зараженных мух.


В 1899 году в Орле женщина по имени Татьяна, которую считали ведьмой, пригрозила соседке, что превратит ее в свинью. Та позвала мужиков, и они принялись бить Татьяну и раздели донага, чтобы найти хвост. Несмотря на отсутствие хвоста, Татьяну связали и отвезли в волость к земскому начальнику. Тот сказал, что столичное начальство в колдунов и ведьм верить не велит, и отправил мужиков восвояси. Те начали просить у Татьяны прощения, а также потребовали обещания не выдаивать коров и не напускать порчу. На том и помирились.

Колдуны, по поверьям крестьян, это пожилые плотные мужики высокого роста с нестриженными ногтями и густой косматой бородой. Смотрят они «волчьим» взглядом - исподлобья, насупившись. Изба колдуна, как правило, стоит на краю деревни. В ней одно окошко, а сама изба покосилась. Днем и ночью дверь на запоре. Колдун носит полушубок, подпоясанный ремнем, зимой и летом, даже в жару. Живет он, как и ведьмы, невенчанным с полюбовницей, молодой и красивой.

Колдуны бывают природные и добровольные. По народным поверьям природный колдун появляется на свет следующим образом. Девка родит девку, та тоже родит девку. Третья девка, живя с мужем семь лет, остается бесплодной, а на восьмой год беременеет и рожает колдуна. Обычно колдун рождается с родинкой на левой ягодице. Добровольные колдуны сами продают душу чертям и отказываются от царствия Божьего, чтобы получить сверхъестественные способности. Этому сопутствует особый обряд. Тот, кто хочет стать колдуном, должен прийти в безлунную полночь на перекресток дорог, там снять с груди крест и положить его под левую пятку и прочесть молитву «Отче наш» задом наперед. Потом нужно перекувырнуться пять раз через воткнутые в землю ножи. С этого момента к колдуну для разного рода услуг и пакостей идут в услужение чертенята. Они делают всю работу по дому и выполняют поручения по наведению порчи на односельчан.

Колдуны, как и ведьмы, не исповедуются в церкви и встают спиной к иконостасу. Если истопить осиновыми дровами печь в Чистый четверг, то все окрестные колдуны придут просить золы. Если во время светлой заутрени взять в руку первое яйцо молодой курицы и встать на место, откуда видно всех молящихся, можно заметить на голове колдуна маленькие рожки.

Существует и защита от колдунов и ведьм. Если в дверях избы поставить метлу или повесить сорок трав, собранных в ночь на Ивана Купалу, то они не смогут войти, будут мяться у порога, переступая с ноги на ногу, в конце концов придумают повод не входить в дом.

Мужика, подозреваемого в колдовстве, боятся и потому всякий раз кланяются ему в пояс и подносят водки. Тогда он, мол, не рассердится и не сделает дурного. Есть и другой способ - опасный. Если ударить колдуна левой рукой в лоб до крови, он потеряет свою силу. Однако к этому способу крестьяне редко прибегали. Ведь ударить нужно сильно, можно и сдачу получить.

Порчу колдуны наводят посредством наговора и напуска. Наговаривают на хлеб, соль, воду, яйца. Напускают на предметы одежды или домашнего обихода. Если человек возьмет в руки такую наговоренную вещь, которую колдун ему специально подбрасывает, то он или заболеет, или поранится, или вообще умрет. Колдун может также бросить на свою жертву порошок с заклятием. Если хоть одна пылинка попадет на несчастного, он начнет болеть, - сохнуть, как говорили, в старину.

Снять порчу тот колдун или ведьма, которые ее наслали, не в силах, нужно искать другого. За снятие порчи колдуны брали дорогие подношения - например, отрезы материи или кованые сундуки.

Колдунов в деревнях обычно приглашали на свадьбы в качестве почетных гостей. Они должны были охранять молодых от порчи. Могли помочь колдуны и в других делах - указать на вора, подсказать, сколько у бабы будет детей и родятся ли мальчики, защитить овчарню от волков.

Перед смертью колдуны, так же как и ведьмы, стремятся передать кому-нибудь свою науку. Если этого не сделают - умирают долго и мучительно, в страшных судорогах, причем не в избе, а в бане.

Чтобы колдун или ведьма после смерти не напакостили, нужно соблюсти следующий ритуал. Выносят покойника из дома не ногами вперед, а головой. У реки тело поворачивают в гробу вниз головой и подрезают подколенные жилы. На могиле не ставят крест, вместо этого вбивают осиновый кол. Если этого не сделать, прислужник ада встанет и начнет пакостить людям.
Информация
Комментарии
1 | Ev1490 16 февраля 2008 10:21:25
Специально зарегился, чтобы отметить некоторую небрежность исторической части статьи.

В Пскове в 1489 году во время моровой язвы сожгли тринадцать ведьм.

Псковская летопись под 1411 годом сообщает о сожжении 12 ведьм (Псковские летописи // ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 36). Под 1489 годом ничего подобного не сообщается. Очевидно, автор отсчитал 11 лет не с того конца 15 века.

В 1670 году под Москвой сожгли в избе старуху Олену.

Отписка воеводы Ю. Долгорукого о вступлении его в Тёмников сообщает: "старицу за ее воровство и с нею воровские письма и коренья велели зжечь в струбе" (А. Попов. Материалы для истории возмущения Стеньки Разина. М., 1857. С. 107-108)

1. Тёмников находится в Мордовии, почти в 400 километрах от Москвы. Даже для нашего времени не совсем "под Москвой".
2. Специально сооружаемый для казни сруб (специфическая черта казней через сожжение в России) и жилая изба - разные вещи.
3. "Старица" - это не старуха, а монахиня (Алена ушла из монастыря).

В Клязьме в 1690 году крестьянку Евдокию сожгли

Про эту казнь ничего не знаю, но знаю, что Клязьма - это название реки. Города с таким названием в России не было (см. перечень российских городов в И. Кириллов. Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привёл и оставил неизречёнными трудами Пётр Великий. СПб., 1727).

"Сожгли в реке" - смотрится странно. Может быть, утопили?

В 1730 году Сенат издал указ, в котором говорилось, что ведьм и колдунов следует сжигать на костре.

В 1731 году (Полное Собрание Законов Российской Империи. Т. 8. № 5761. С. 446).


Безусловно все мои уточнения - не принципиальны и не относятся к сути. Но всё-таки люблю точность. Был бы благодарен за указание источника о казни за колдовство крестьянки Евдокии.
2 | Juss 31 августа 2009 02:15:24
о, мне дали яблочко в лет 8-9))) до сих пор немогу от видений убежать! Да и не хочу! Такой замечательный дар! Люблю его и себя в нем! как хорошо знать завтра на 99 процентов! Спасибо дедушке!
3 | Virtual Reality 25 декабря 2009 17:36:06
если растут познания о луках и самострелах, силках, стрелах на шнурке, то птицы в небе приходят в смятение

если растут знания о крючках и приманках, сетях и бреднях, сачках и бамбуковых кубарях, то рыбы в воде приходят в смятение

если растут знания о загонах, ловушках и тенетах, то звери на болотах приходят в смятение

когда же растёт умение лукавить и изворачиваться, изводить и порочить, устанавливать тождество и различие, твёрдость и белизну, то нравы ввергаются в смятение

поэтому возникает великая смута и вина за неё ложится на пристрастных к знаниям мудрецов

поэтому все умеют стремиться к познанию неизвестного, но не умеют стремиться к познанию известного

поэтому все умеют осуждать то, что считается недобрым, но не умеют осуждать то, что считается добрым

это и ведёт к большой смуте
4 | CoRaG 10 июня 2010 02:48:32
Есть Ведьмы и ведьмаки. Есть маги. И единственные опасные колдуны и колдуньи.

Ведьмы и ведьмаки - умеют пользоваться магией, ведают магию.
Маги - мирные колдуны(добрые).
Колдуны и колдуньи - используют магию во вред другим(порча, сглаз, приворот, отворот, и т.д.).
Добавить комментарий