Красная армия норвежского короля

03 апреля 2007
0
20255


Путь к дому

Неясно было только одно: что делать дальше? Сразу после восстания Новобранец пытался связаться с советским правительством, но так и не получил никаких четких указаний. Уже закончилась война, подписан акт о капитуляции Германии, а его войска так и стоят в Норвегии, не зная, как им вернуться домой.

Наконец Новобранец обратился к самому королю Хокону VII с просьбой обговорить с правительством СССР вопрос об эвакуации его солдат. Король быстро согласился, ведь присутствие хорошо вооруженных русских на территории королевства его самого смущало, и написал Сталину письмо. В ответ прибыла советская военная миссия с генерал-майором Петром Ратовым во главе...

«У меня сложилось впечатление, — вспоминал Василий, — что кто-то в Советском Союзе боится моей армии. И я повез Ратова по гарнизонам, чтобы он убедился, что это не заговорщики, а обычные советские люди, истосковавшиеся по родному дому и мечтающие только о нем. Ратов дал о нас благоприятную информацию, и несколько раз повторял ее. Но прошло еще почти три месяца, прежде чем за нами пришли корабли».
На кораблях, как ни странно, помимо моряков присутствовала большая группа сухопутных солдат и офицеров. И вели они себя довольно грубо, не как солдаты, а скорее как охранники. Все оружие у «норвежцев» было немедленно отобрано, сам Василий Новобранец был изолирован от своих бойцов в отдельной каюте.

«Когда мы прибыли к месту разгрузки, мне предложили сказать солдатам, что сразу домой их отпустить не могут, что они должны пройти через карантинные лагеря. Власти должны убедиться, что в их ряды не затесались шпионы, диверсанты, изменники Родины. Я должен был призвать их к покорности своей судьбе. И я это сделал. А потом со слезами на глазах стоял у трапа и смотрел, как гордых и мужественных людей прогоняли к машинам по коридору, образованному рычащими овчарками и вооруженными людьми, никогда не бывавшими в бою и не видевшими врага в глаза. Затем увезли и меня».

Второе возвращение

Почти десять лет «проверяли» Новобранца в северных советских лагерях. И только случай спас ему жизнь. Во-первых, умер Сталин, во-вторых, в 1954 году из Норвегии приехала рабочая делегация и в ее составе несколько человек из руководства норвежского Сопротивления, лично знавших Василия. Вот они-то и потребовали у председателя Совета министров СССР встречи с ним.

В кратчайший срок Василия специальным самолетом доставили в Москву, восстановили в армии, присвоили воинское звание полковника, после чего устроили встречу с его норвежскими друзьями.

Далее все складывалось довольно удачно. Восстановленный в звании Василий Андреевич Новобранец повторно отучился в Академии Генштаба, с честью служил Родине и умер в 1984 году. Но его мемуары, касавшиеся освобождения Норвегии и «службы» королю Хокону VII, до сих пор покрыты тайной.
Информация