Ниндзя: сверхлюди или…?

08 июля 2013
0
5936
В 980 году нашей эры в Японии возникли уникальные специалисты: шпионы-наемники. Их называли ниндзя — «невидимка». Лазутчики — профессия древняя, они были во многих армиях и порой с блеском исполняли приказы свих повелителей. Ниндзя не подчинялись никому. Они выполняли заказ любого, кто их нанимал. Незаметно пробирались в нужное место, собирали информацию, а потом так же скрытно возвращались к заказчику. Иногда выкрадывали секретные документы, порой им приходилось что-нибудь взрывать или поджигать, чтобы отвлечь внимание охраны. Случалось и убивать, но это уже считалось браком в работе. Следы своего присутствия ниндзя обычно не оставляли. За это и брали высокую плату.

Ассортимент их «услуг» можно продолжать, но нас интересуют не список их подвигов, а те уникальные способы и умения, с помощью которых ниндзя достигали поставленной цели.

Что мог бы каждый

Подробных описаний их шпионской техники не сохранилось, а возможно, никогда и не было. Однако в средневековых дворцовых хрониках имеются записи о сделанных заказах, иногда с подробными характеристиками препятствий, которые ниндзя преодолевали. Анализ этих «техзаданий» показывает, что, по мнению заказчиков, ниндзя умели, например, несколько суток не проявлять признаков жизни, прячась под землей; преодолевать водные заграждения по дну или по поверхности; передвигаться по потолку, перелетать крепостные стены, незаметно проходить сквозь толпу стражников и так далее — вплоть до превращения в зверя или птицу.

Некоторые из этих приемов были даже не слишком оригинальны. Например, долго сидеть под водой, дыша с помощью специально обработанной тростинки или переплывать реки на надутом бурдюке умели и древние египтяне, и греки, и парфяне.

Некоторые чудесные способности обеспечивались техническими ноу-хау: так, ниндзя применяли порох в зажигательных минах замедленного действия. Такие мины вспыхивали в нужном месте и в нужное время. Начинался пожар. Тушить его бросались все стражники, оставляя объект заказа без охраны… Ну а дальше вступали в дело ниндзя. Для применения этого китайского изобретения никаких уникальных способностей не требовалось.

Из Китая пришло и умение исцелять многие болезни, залечивать раны с помощью разнообразных отваров, прижиганий и иглоукалывания. Абсолютное здоровье для ниндзя — вопрос жизни или смерти. Знание свойств разных трав и плодов превращалось в серьезное оружие. Ниндзя в совершенстве владели ядами, часто подбрасывали в комнату, заполненную людьми, маленький тлеющий жгут, выделявший ядовитый газ, — в результате через несколько минут все присутствовавшие крепко засыпали. Приготовление такого жгута требовало знаний и умения, но зажечь и подбросить его мог любой достаточно ловкий воин.

Ниндзя легко обходились без еды не только потому, что умели подавлять чувство голода и использовать скрытые ресурсы организма. Они еще и периодически глотали специальные печеные шарики, которые одновременно доставляли организму питательные вещества и активно подавляли чувство голода. Но чтобы использовать такие шарики-таблетки, не нужно быть ниндзя или космонавтом: достаточно просто их приобрести и немножко потренироваться. Или научиться делать самому, что при определенном упорстве и терпении тоже вполне возможно.

Тяжело в ученье

Длительные тренировки могут творить чудеса. Искусству лазать по отвесной стене, передвигаться по потолку, бегать по воде или прыгать с места на крепостную стену начинали обучать ниндзя с колыбели. К слову: существовало всего лишь несколько кланов ниндзя — нужны были врожденные способности к такому мастерству. Умение передавалось из поколения в поколение, по крови — от отца к сыну. И маловероятно, что сводилось оно к банальной сверхловкости. Очевидно, что в мастерстве ниндзя на первом месте всегда стояла способность к концентрации, к внутреннему самосовершенствованию.

К этому стремились ямабуси, горные отшельники, у которых и возникла ниндзюцу — система обучения ниндзя. Владение боевыми искусствами для этих последователей даосизма и синтаизма было только побочным продуктом. Главной же целью являлось стремление стать частью природы, полностью слиться с ней в мантрах и священном молчании. Они вживались в окружающий пейзаж. Ряд пней — на них надо было выстаивать часами на одной ноге, а затем прыгать на соседний пень, замирая для сосредоточения. Деревянная плита, покрытая корой, — по ней ползали младенцы, не замечая, что плита каждый день поворачивается на специальных подставках сначала до вертикального положения, а потом и превращается в тяжелый навес, по которому все равно надо было ползти ученику, чтобы позднее уметь ползти и по отвесной скале, и по потолку. Поединки с завязанными глазами на этом «предке татами» обучали не сражениям, а умению «видеть» звуки, запахи, движение воздуха, воспринимать мир всеми органами чувств.

Конечно, при этом развивалось тело. Но главное — укреплялся дух.

Когда ниндзя птицей взлетал без разбега на высокую стену, он не называл себя птицей — он чувствовал себя ею. Когда он мгновенно зарывался в землю, он был ящерицей, прячущейся от опасности. Этому его учили с детства: сливаться с природой неразрывно, быть ее частью в любой момент, перетекая, как Дао, из одной формы в другую. Самогипноз (в терминах западной культуры) порождал массовый гипноз. И как индийский факир внушал толпе картину выращиваемого дерева, а толпа видела растущий ствол, так и ниндзя представлял себе себя невидимкою, и толпа стражников видела, что… никого не видит.

Забытый путь

Ко времени Смуты на Руси и в Японии стали широко использовать огнестрельное оружие. Искусство не оставлять следов перестало цениться. К чему такие сложности, если врага можно просто убить. Ниндзя неуклонно превращались в банальных киллеров, переставая быть уникальными мастерами своего дела. Техника методично глушила корни древнего мастерства, подавляла знания себя и природы.

Настоящие ниндзя становились легендарными персонажами. В народной памяти — сказаниях и легендах — оставались только следы их былых подвигов.

Ниндзя появились в те времена, когда святой князь Владимир крестил Русь. Мы не знаем, были ли подобные сверхчеловеки в Древней Руси. Они ведь никогда не стремились быть на виду. Возможно, в некоторых наших сказках и былинах мелькают тени их следов. Помните Финиста-ясного сокола? Чтобы собрать информацию, он превращается в птицу, летит к врагам, разведывает… Чем не ниндзя? А былинный богатырь Вольга Святославович, который умел превращаться в зверей и птиц, понимал их язык и даже сумел однажды обратить в муравьев всю свою дружину, чтобы та беспрепятственно проникла во вражескую крепость?

Увы, не сохранилось более достоверных сведений о давних временах. Как жаль, что мы так мало знаем о нашей древности.

Как жаль, что мы так мало знаем и помним о себе…
Информация
Добавить комментарий