Просмотр темы

Гурьев Н.Д. - православный экс-психиатр

Ajjax
Ajjax написал:
Вот как пишет об этом Гурьев… [color=red]Чем большей[/color] желательной и мыслительной силами [color=red]одарена[/color] при создании душа человека, тем более напряженной будет и его [color=red]греховность[/color] … такой прорыв более вероятен при высоком давлении и совершенно невозможен, если [color=red]давления[/color] нет. … “Починка трубы” в данном конкретном месте не устраняет возможность аварии, [color=red]пока сохраняется давление[/color].
Яснее некуда. По Гурьеву, наименее греховны потенциально – люди, обделённые умом и с вялой душой. Кто с этим согласится? В первую очередь – именно такие люди. Это даже подпитывает их гордыню – «зато мы ближе к Богу». Кстати, слово «убогий», вопреки Михаилу Задорнову, буквально означает – «обделённый», «обездоленный». С водопроводом – тоже не остаётся места для двоякого толкования. Всё, что создаёт давление, что движется и просто живёт – греховно. А безгреховность – это когда в кране нет воды! Grin Надо ли добавлять, что ни одна из мировых религий таких взглядов не разделяет? Это либо проявление сектантства, либо дилетантского недомыслия. Кстати, поискал в Интернете, кто такой Гурьев, и подозрения только возросли.
Справедливости ради нужно отметить, что сам Гурьев вовсе не считает, что земное тождественно греховному, и об этом он говорит тут же, как бы пытаясь сбалансировать своё утверждение о том, что чем больше одарённость души, тем больше напряжённость её греховности. Однако из песни слова не выкинешь, а слово – не воробей. Когда в сознании присутствуют 2 взаимоисключающих мотива, это – признак шизофрении. Но здесь, конечно, не так. Просто небрежность формулировок и мысли. Однако такая небрежность, с одной стороны, намекает о причинах, почему Гурьев «разочаровался» в науке; а с другой стороны, ставит под сомнение глубину его личной веры. Представляется, что глубоко верующие люди – более цельные натуры и поэтому их сложно поймать на слове.
Ajjax
Представление о греховности земного – еретическое, однако оно довольно широко распространено. Кто же подсаживается на эту мысль, как муха на липучку? Одна из категорий таких людей – анемичные души. Греческое слово «анемия» означает бескровие, малокровие. Хорошая иллюстрация «низкого давления» греховности, если использовать «гидравлическую» модель Гурьева. В кровеносной системе нет крови. У некоторых из них душа много лет находится в летаргическом сне. Доживает такой человек до 30 с гаком, и вдруг делает открытие: «оказывается, существует такое понятие – «гордыня», и она у меня есть!». Можно подумать, человек в детстве книжки не читал и не ходил в школе на уроки литературы. Grin
Ajjax
Однако вернёмся к гурьевской гидравлической метафоре греховности. Грех – это нечто безусловно плохое, а такая конструкция, как трубопровод, не может быть бесполезной или вредной. Может, это специальный трубопровод для канализации греха? Рядом Гурьев говорит о том, что напряжённость греховности находится в прямой зависимости от одарённости. Следовательно, речь идёт не об отдельном «греховном трубопроводе» – трубопровод один, и то, что в нём циркулирует – не греховность, а жизненная энергия. А греховность как бы растворена в ней (это и есть замаскированная мысль о греховности земного). Таким образом, в трубах – не греховность, а просто энергия. И правильно будет не «создаёт давление», а «находится под давлением». А греховность – это повреждения и изъяны трубопровода. Недостаточный диаметр трубы, неоптимальная работа моторов, налёт и ржавчина на стенках трубы и т.п.
Ajjax
Гурьев Н.Д.: [color=red]Чем большей[/color] желательной и мыслительной силами [color=red]одарена[/color] при создании душа человека, тем более напряженной будет и его [color=red]греховность[/color]
Здесь идея греховности земного даже не замаскирована, а лежит на поверхности. Закономерное развитие этой идеи может быть в 2-х направлениях: либо отрицание жизни, либо оправдание греховности. Видим, что у Гурьева здесь – второе. При таком подходе невозможно рассматривать греховность ни как болезнь, ни как аналог преступности. Нельзя сказать: «чем здоровее человек, тем больше он подвержен болезням». Нельзя также сказать: «чем человек одарённее, тем больше он стремится нарушить закон». А если греховность не болезнь и не преступление, её нельзя ни лечить, ни осуждать. С напряжённостью – то же самое, что с давлением. Она возникает в узких местах, а одарённые натуры, наоборот, отличаются широтой. Правильнее было бы говорить не о напряжённости, а о разнообразии. Но это то же самое, что сказать: «на большом поле может вырасти много сорняков».
Ajjax
Чем порочна идея «греховности земного»? 1. Тем, что ставит обвинительное клеймо на все живые проявления души, что создаёт долговременное негативное воздействие. Если использовать уже рассмотренную выше «гидравлическую метафору», это приведёт к тому, что либо вода иссякнет, либо трубу прорвёт. 2. В «земном» исчезает контраст («разность потенциалов») между греховным и безгрешным. Раз всё земное – греховно, остаётся только научиться чувствовать себя в греховности, как рыба в воде. Одним грехом больше, одним меньше.
Ajjax
Эти 2 аспекта идеи «греховности земного» выглядят как полярно противоположные. Поэтому может возникнуть вопрос: существует ли между ними «золотая середина»? Однако вспомним, что сама мысль «всё земное – греховно» несёт отчётливые черты религиозного экстремизма. А разве может быть «золотая середина» в экстремизме? Однако дело даже не в этом. Как в каждой точке магнитного поля присутствует север и юг, так и в сознании, заражённом мыслью о греховности земного, одновременно присутствует и стремление к самоуничтожению, и к оправданию греха. Вот такая «неправильная намагниченность». В то же время религиозно-философская система, которая не отождествляет земное с греховным, более моральна, так как она позволяет в пределах земного поставить барьер тому, что религиозная мораль считает грехом. Напротив, в системе, где всё земное – греховно, такого барьера поставить невозможно, как невозможно укрыться зонтиком под водой.
Ajjax
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических) … Таким образом, есть все основания считать, что “общечеловеческое” ограничивается анатомией и физиологией, а во всем остальном тот, кто не исповедует христианство, не обладает христианским духом – непременно является носителем духа антихристианского. Это можно сказать и об иноверцах
Кстати, «терпимость» Гурьев относит к грехам, причём самым мерзким. А «обличение» и «негодование» у него – в списке добродетелей. Очевидно, он имеет в виду «праведный гнев». Позиция категорическая, но по-своему справедливая. Это даёт повод задуматься людям, которые сами ни разу не верующие, но смотрят на религию сквозь розовые очки и разглагольствуют о том, что религия – оптимальное мировоззрение. Для верующего человека нет «религии вообще». Единственно правильная для него – его собственная религия. «Все пути ведут к Богу» – это лукавая выдумка. Даже в Евангелии говорится противоположное – широка дорога, ведущая к погибели, но узка и пустынна тропинка к царствию небесному. Поэтому смешивать разные религии – всё равно что пытаться скрестить крокодила с медведицей. И детёнышам крокодила нечего искать маму в берлоге. Ваша мама – крокодил! Grin
Ajjax
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических) А Православие и Россия связаны настолько неразрывно, что враждебно относящийся к Православию не может не относиться враждебно и к России, и к русским, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Ну, это понятно. Было бы странно, если бы люди относились враждебно к православию, но симпатизировали русским. Однако в современном мире направление, в котором расширяется враждебность, скорее, обратное – так как с «Россией» люди в мире знакомы лучше, чем с «православием». Образ России в остальном мире формируется как реакция на внешнюю политику, также – в результате знакомства с прозой жизни её населения, и конечно – благодаря знакомству с её культурным наследием – русскими писателями-классиками, композиторами. У разных кругов эти факторы смешаны в различной пропорции, отсюда и широкий спектр – от ненависти до идеализации.
Ajjax
Н. Д. Гурьев Страсти и их воплощение в болезнях (соматических и нервно-психических) Дух иной веры делается приемлемым для представителя любого вероисповедания только в том случае, если он отрекается от своей веры. Поэтому к иноверцам можно и нужно относиться хорошо, но нельзя считать их друзьями, поддерживая с ними дружеские отношения
Совершенно верно, для верующего человека дух другой веры совершенно неприемлем. А рассуждения о том, что христиане, мусульмане и иудеи верят в одного Бога, и что эти 3 религии имеют один корень, уместны либо в трудах культурологов, стоящих на атеистических позициях, либо в досужих разговорах неверующих, которые чувствуют пустоту в душе и хотели бы поверить в «Бога вообще». Но так не бывает. Таким образом, по Гурьеву, дружба с иноверцами невозможна, так как терпимость к чужой религии является грехом и недопустима. Неверующим проще – они не выбирают друзей по принципу вероисповедания, заранее отвергая саму возможность дружбы. Интересно, а что думает Гурьев о крылатой фразе «собака – друг человека»? Grin
Ajjax
Н. Д. Гурьев Отпадение России от организующего личную и общественную жизнь Православия можно определить не иначе, как “беспределом”. … Улучшений ждать, к сожалению, не приходится, потому что правят нашей страной или еще только рвутся к власти люди, не приемлющие Православия.
Эх, хорошо бы нам всем стать православными! Однако «православная Россия» была возможна только при православном царе-самодержце, а времена монархий безвозвратно ушли. В современном мире религия чаще не объединяет людей, а разделяет. А если объединяет, то одну группу людей – против другой. Пример – бывшая Югославия. При коммунистических правителях-атеистах дети сербов, хорватов, боснийцев и албанцев ходили в одну школу, так как люди объединялись по принципу, не имеющему отношения к религии. Когда страна развалилась, её народности вернулись к средневековому принципу самоидентификации – по вероисповеданию. Что из этого вышло – подробности просто ужасают. Войны, массовые убийства, при которых женщины и дети не только не щадились – наоборот, их «нейтрализовали», чтобы уничтожить само семя. Лозунг «православная Россия» сейчас просто нереалистичен и неизбежно выродился бы в призыв «Россия – для русских». И это привело бы только к дальнейшему развалу.
Ajjax
Н. Д. Гурьев Иначе и быть не может хотя бы потому, что не бывает атеизма спокойного, мирного, просто отрицающего бытие Божие. Атеизм стремится не оставить места Богу не только в сознании людей, но и где бы то ни было во всей Вселенной. Это – война с Богом, поэтому атеизм по природе своей воинственен и правильнее было бы называть его антитеизмом.
Так говорит автор, для которого «терпимость» – грех, а все религии, кроме православия – носители антихристианского духа (а может, и вообще – духа Антихриста?). Если атеизм отрицает Бога, как он может воевать с тем, чего не существует? Добавление «во всей Вселенной» – вообще какая-то риторическая бессмыслица. Если речь идёт о сознании людей, то с тем же успехом можно сказать, что «наука стремится уничтожить Бога». И никакого особого «атеизма» не нужно. При всей своей эрудиции Гурьев не удосужился подстраховаться и посмотреть в словаре слово «атеизм». Иначе бы ему было ясно, что сам по себе атеизм не может быть агрессивным. Увидел бы он и пример атеизма «спокойного, мирного».
Ajjax
Н. Д. Гурьев Атеизм стремится [color=red]не оставить места Богу[/color] не только в сознании людей, но и где бы то ни было [color=red]во всей Вселенной[/color].
Таким образом, по Гурьеву, атеисты гоняются за Богом по всей Вселенной на космических кораблях с лазерами и бластерами, оттесняя его на окраины галактики. Очевидно, именно с этой целью были запущены космические аппараты на Марс и к Юпитеру. Ну и как после этого говорить, что атеисты не верят в Бога? Grin
Ajjax
Н. Д. Гурьев Иначе и быть не может хотя бы потому, что не бывает атеизма спокойного, мирного, просто отрицающего бытие Божие. Атеизм стремится не оставить места Богу не только в сознании людей, но и где бы то ни было во всей Вселенной. Это – война с Богом, поэтому атеизм по природе своей воинственен и правильнее было бы называть его антитеизмом.
Легко видеть, что Гурьев говорит не о конкретных проявлениях атеизма, а о воображаемом противнике. И «образ врага» сконструирован из того, что есть в сознании «конструктора». Как в зеркальном отражении – просто правое меняется на левое. То, что «образ врага» сконструирован, становится ещё более очевидно, когда автор, закончив «портрет атеизма», присматривается к тому, что получилось – и восклицает: ой, так ведь это получился даже не атеизм, а какой-то «антитеизм»! Grin
Ajjax
Н. Д. Гурьев Иначе и быть не может хотя бы потому, что не бывает атеизма спокойного, мирного, просто отрицающего бытие Божие. Атеизм стремится не оставить места Богу не только в сознании людей, но и где бы то ни было во всей Вселенной. Это – война с Богом, поэтому атеизм по природе своей воинственен и правильнее было бы называть его антитеизмом.
Атеизм не может быть воинствующим, так как это не идеология. Напротив, идеологии (частным случаем которых являются религии) постоянно находятся друг с другом в конкурентной борьбе. Воинственны – крестоносцы и шахиды. Атеизм – не религия и не идеология, а мировоззренческий аспект, который может входить как составная часть в самые разные философские, политические и даже религиозные системы. Примеры: Различные философские системы античного мира и средних веков. «Научный атеизм» в составе марксизма-ленинизма. Одна из 4-х мировых религий – буддизм.
Ajjax
Таким образом, аж целая мировая религия – буддизм, является атеистической. И никак не иначе. Предположение о том, что Бог существует, глубоко противоречит самим основам буддизма. Тем более, не может быть никакой «Божьей воли». А в вопросе иллюзорности души буддисты ещё радикальнее, чем «научные атеисты», хотя, в отличие от них, верят в то, что безличный поток психики продолжается и после смерти. Но это не «перерождение души». И кстати, буддизм часто называют самой миролюбивой религией, и во многом это справедливо. Интересная закономерность – для религии, отрицающей Бога.
Ajjax
Гурьев говорит, что верующие разных религий не могут дружить. А ведь действительно, на религиозные темы им лучше не разговаривать. Если вы не верите, что Дева родила от Святого Духа, что её сын – это Сын Божий, а она сама – Богоматерь, вы – не христианин. Однако для мусульманина эти догматы совершенно неприемлемы. По сравнению с ними всякие пищевые предубеждения (насчёт свинины и т.п.) – просто пустяки. Это же касается и Троицы (Отец, Сын и Святой Дух). Комбинация сама по себе интересная. Примечательно, что Богоматерь в Троицу не входит. Дискриминация? А если попытаться разобраться подробнее… Лучше не надо. Религиозное чувство так ранимо. Христиане критикуют буддистов за атеизм и «пессимизм», буддисты – христиан за то, что им нужен «папочка». Догматы ислама в ряде случаев более логичны, чем в христианстве, но в их раю, по слухам, праведникам предоставляется семь с лишним десятков девственниц, обильная выпивка и закуска.
Ajjax
Исламские теологи иногда критикуют христианство за то, что Троица – пережиток политеизма. Христиане возражают, что Троица – это не 3 бога, а 3 ипостаси Единого. Так что вроде с монотеизмом всё в порядке. Однако вот общеизвестное высказывание, совершенно некорректное – «Бог един в 3-х лицах». Почему некорректное? Святой Дух можно назвать «ипостасью», но уж никак не «лицом», или персоной. Святой Дух – эманация, которая исходит от Отца (согласно православным догматам) или от обоих – Отца и Сына (согласно католичеству). Если бы Святой Дух был «лицом», именно его пришлось бы признать «отцом». Как тут не вспомнить шутку безбожников-кинематографистов, снявших комедию «Ширли-Мырли», о «папе-голубе». Ничего святого. Тем более, наука подозревает, что это был селезень.
Ajjax
Гурьев Н.Д. «О грехе» святые отцы считают гордость стволом дерева греха, от которого произрастают все остальные известные грехи
Образы не только моделируют действительность, но и способны программировать поведенческие установки. Неудачный образ – неэффективная программа. Выше у Гурьева был образ «трубопровода» греховности, причём при попытке устранить греховность получался кран без воды. При ближайшем рассмотрении этот «трубопровод» оказался кровеносной системой души, по которой циркулируют жизненные соки. Теперь – «дерево» грехов. Аналогичным образом, легко видеть, что на самом деле это – древо жизни. Рассуждая о стволе, автор совсем забывает о корнях, почве, воздухе и солнце – дерево как бы висит в воздухе. Если гордыня – ствол и первый грех, тогда всё безгрешное – ютится под землей, прячась от солнца в кротовых норках! Smile
Ajjax
Гурьев Н.Д. «О грехе» Гордость - это первый грех, им согрешил Денница когда, будучи тварью, решил обходиться без Творца и счел себя самостоятельным источником того, что ему желательно. Этот грех повлек за собой возникновение множества других грехов, которым сатана научил и которыми соблазнил значительную часть ангелов и наших прародителей.
Вот ведь тварь, Дениска! Хотя то, что ему инкриминируется, сформулировано коряво и невнятно. Попробуйте-ка сами считать себя источником того, что вам желательно. Автор и сам совершает, и вводит в грех читателя – в грех принимать «внешнее» (слова) за «внутреннее» (смысл). Какой-нибудь тупой ПТУ-шник задолбит эту сентенцию наизусть, и у него возникнет иллюзия понимания. А иллюзии, а вовсе не «гордыня» – источник всех бед. По Гурьеву, на стороне сатаны значительная часть ангелов и весь род людской целиком. Может, не так уж страшен чёрт? Денница, он же Люцифер, что буквально означает «светоносный». Бедняги, пережившие клиническую смерть, не подозревают, что «свет в конце туннеля» – это тоже он. Shock