Тайна карельских «идолов»
Летом 2003 года экспедиция, организованная автором, проводила исследования в Медвежьегорском районе Карелии. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «языческих идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом.
Учитывая, что в интересующем нас районе в настоящее время нет ни одной населенной деревни, а ближайшая находится в 30 километрах, нам приходилось надеяться только на удачу и на те немногочисленные сведения, которыми мы располагали. Любой человек, взглянув на фотографии, поймет те удивительные ощущения, которые наполнили наши души. Языческая культура – чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путём, вдруг, в образе идолов, предстал перед нами во всей своей самобытной красоте и величии.
Так что же, чётко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки.
Таинственные деревянные изваяния, расположенные друг от друга, как мы выяснили позже, в получасе ходьбы, совершенно не похожие один на другого, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом.
Затерянные в глухой карельской тайге, неприступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на нас, пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем были они воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?
«Идолы» резко отличаются друг от друга и по размерам (от 1 до 2,5 метров высотой), и по характеру изображения. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминавший изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи, что в Тихом океане. Что это: случайность или отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не узнаем? Изображения других «идолов» не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о «деревянных языческих богах» наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об их изображениях.
Единственное, что сближает найденных нами «идолов» – время их изготовления. Судя по структуре дерева, им более ста лет (об этом же свидетельствуют и некоторые местные легенды) и были они воздвигнуты где-то в конце 19 века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества («ведовства») были достаточно распространены в Карелии, о чем свидетельствуют историко-этнографические работы Шайжина, собравшего в конце 19 – начале 20 веков уникальные сведения о быте и верованиях населения Карелии. Рядом с двумя из найденных нами «идолов» находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сведения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, «идолы» «восстанавливаются» каждые 150 лет).
На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Но так ли это? Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более, что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенная система в их расположении и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если неслучайно, то на чем основывались наши предки при выборе места? Вопросов было много.
Пожалуй, наиболее рациональным, как нам представлялось, было проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют порой древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в древности широко применялась жителями Карелии. Не случайно, поэтому, ветки лозы – символа рудознатцев – украшали первый герб Карелии. И вполне возможно, что древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.
Учитывая, что в интересующем нас районе в настоящее время нет ни одной населенной деревни, а ближайшая находится в 30 километрах, нам приходилось надеяться только на удачу и на те немногочисленные сведения, которыми мы располагали. Любой человек, взглянув на фотографии, поймет те удивительные ощущения, которые наполнили наши души. Языческая культура – чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путём, вдруг, в образе идолов, предстал перед нами во всей своей самобытной красоте и величии.
Так что же, чётко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки.
Таинственные деревянные изваяния, расположенные друг от друга, как мы выяснили позже, в получасе ходьбы, совершенно не похожие один на другого, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом.
Затерянные в глухой карельской тайге, неприступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на нас, пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем были они воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?
«Идолы» резко отличаются друг от друга и по размерам (от 1 до 2,5 метров высотой), и по характеру изображения. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминавший изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи, что в Тихом океане. Что это: случайность или отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не узнаем? Изображения других «идолов» не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о «деревянных языческих богах» наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об их изображениях.
Единственное, что сближает найденных нами «идолов» – время их изготовления. Судя по структуре дерева, им более ста лет (об этом же свидетельствуют и некоторые местные легенды) и были они воздвигнуты где-то в конце 19 века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества («ведовства») были достаточно распространены в Карелии, о чем свидетельствуют историко-этнографические работы Шайжина, собравшего в конце 19 – начале 20 веков уникальные сведения о быте и верованиях населения Карелии. Рядом с двумя из найденных нами «идолов» находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сведения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, «идолы» «восстанавливаются» каждые 150 лет).
На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Но так ли это? Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более, что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенная система в их расположении и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если неслучайно, то на чем основывались наши предки при выборе места? Вопросов было много.
Пожалуй, наиболее рациональным, как нам представлялось, было проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют порой древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в древности широко применялась жителями Карелии. Не случайно, поэтому, ветки лозы – символа рудознатцев – украшали первый герб Карелии. И вполне возможно, что древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.
Страница 1 из 2: 2
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно