Карельский «Залив русалок»

29 июля 2009
0
19104
«В «Русальную неделю», (8-ю после Пасхи), а также в ночь под Ивана Купала, русалки делаются опасными для человека. В это время они стараются очаровать его и, защекотав, унести в свое водяное жилище».
М. Забылин. Русский историк, этнограф.

Истоки о существах океанов и морей, до пояса похожих на людей и с рыбьими хвостами, уходят в тысячелетнюю древность. Самое старинное сказание существовало в Вавилоне. Господином вод называли бога Оаннеса. Хотя жил он в земном море, но считалось, что он выходец из Космоса, принесший с собой знания для жителей Вавилона. Боги моря фигурируют также в религиозных сказаниях Сирии, Индии, Китая, Греции, Италии. Даже те, кто не верил в этих богов, допускали существование странных морских существ. Так, древнегреческий натуралист Плиний Старший писал о «русалках и наядах»: «Иногда их мертвые тела находили на берегу». Он подтвердил, что это не досужие выдумки, а реальные факты.

Предания о русалках распространились по всему миру. В старой морской Англии русалка была предвестником несчастья, после ее появления наступал резкий шторм. Завороженные чудным голосом морских красавиц моряки разбивались о рифы и скалы... История хранит немало якобы достоверных фактов встречи с русалками. Так, в 1610 году несколько кораблей вошли в гавань Ньюфаундленда и увидели странное существо: лицо с глазами, носом, ртом и шея были женские, а все остальное - рыбье. Оно пыталось взобраться на один из кораблей. Моряки были так напуганы, что отказались подплыть к берегу, пока существо не исчезло. Английский исследователь Генри Хадсон написал в июне этого же года: "Вечером мы увидели русалку. Ее спина и грудь были женские, но она была крупнее даже обычных мужчин. Кожа белая, длинные черные волосы. Хвост - пятнистый, как у макрели". В 1723 году, чтобы положить конец разгорающимся спорам вокруг подобных наблюдений, создали Датскую Королевскую комиссию. Чиновники от науки и государства хотели, чтобы она доказала, будто слухи о русалках имеют вполне обычное, земное объяснение. Тогда любого, кто утверждал бы обратное, можно было объявить смутьяном, нарушающим закон. Но случилось все наоборот. Комиссия не только ничего не доказала, но и сами члены комиссии увидели недалеко от своего корабля странное существо мужского пола. Оно с гневом взирало на них, фыркало, затем ушло в глубину и больше не показывалось. Пришлось объявить в Дании официально, что русалки и водяные существуют. Через тридцать лет в многотомной "Истории природы Норвегии" епископ Эрик Понтоппидан писал: «Найдутся сотни очевидцев с безупречной репутацией, которые подтвердят, что видели подобных существ».

Большинство зоологов считают, что все увиденное - это уже известные морские животные - моржи, дюгони, ламантины (морские коровы), превращенные в загадочных существ силой суеверного воображения. Но есть и другие ученые, которые убедительно доказали, что в 75-ти процентах свидетельств места событий далеко не совпадали с теми районами, где обитают перечисленные животные. В 1986 году исследователь неизвестных животных, основатель криптозоологии (наука о неизвестных видах животных) Бернард Эйвельманс писал: «Только неизученные виды моржей, тюленей, или, что очень невероятно, неизвестные формы приматов, приспособленных к морю могут объяснить все свидетельства».

Но как это ни странно, до сих пор в руки ученых не попала ни одна русалка или хотя бы ее мертвое тело! Хотя от ученых с их современной техникой сложно ускользнуть даже самым редким животным. Мы опять в неизвестности. Где ответы? Где новые свидетели? Возможно, проблема в самих вопросах. Иногда какой-нибудь опыт бывает настолько необычен и уникален, что нельзя под него подвести не только рациональное объяснение, но даже игру воображения.

* * *


У вепсов, издавна проживающих на территории современной Карелии, древнейший мифологион выражен достаточно неполно, зато у карел он прекрасно представлен. Принесли ли с собой в Карелию русские новгородцы представления о славянских языческих богах, вопрос более, чем спорный, потому что, этнографически, представления о природных духах-хозяевах фиксируются у исконного населения Карелии более, чем отчетливо. Это нашло отражение, прежде всего, в преданиях русских Карелии о происхождении духов–хозяев природных стихий и строений. Согласно одному из них после войны Бога и Сатаны, Сатана увел свою дружину в Ад, прочие же его союзники были сброшены на землю. Кто упал на дом, стал домовым, кто на баню – банником, кто упал в лес, стал лесным духом, а кто в воду - водяным духом. Согласно второму преданию Адам и Ева завели детей без благословенья Бога. Когда Бог собрался в гости к Адаму и Еве, они устыдились, спрятали своих безобразных детей, кого в подполье, кого в лесу, кого на берегу озера. Они то и дали начало духам-хозяевам стихий и строений.

Ладожские шхеры в районе пос. ИмпилахтиЛадожские шхеры в районе пос. Импилахти

Однако, представления о духах водной стихии – водяных и русалках - у вепсов, карел и русских на удивление совпадают. Водяные царствуют каждый в своем озере или реке, а русалки расчесывают волосы на камне перед приближением беды. У русских Карелии, правда, иногда русалки появляются обнаженными во ржи на берегу озера или разгуливают по берегам в красных сарафанах. У карел, в свою очередь, водяной мог иногда иметь тело не черного цвета, как обычно, а красного.

Вообще, русалка - один из самых сложных образов в славянской мифологии, дух в облике женщины, появляющийся обычно перед мужчинами. Интересен тот факт, что в традиционных русских поверьях о рыбьем хвосте русалки упоминается редко. Ее образ часто связывают с другими водяными и лесными духами женского пола: кикиморами, лешачихами. Поэтому в ней есть нечто и водное, и лесное - в поверьях русалка обычно сидит на дереве у лесного ручья в облике обычной девушки (без пугающего рыбьего хвоста).

Итак, каждый образованный человек знает легенды о русалках, которыми богат фольклор европейских народов. Между тем в Карелии тоже есть свой цикл легенд и сказок о девушках, живущих в глубинах озер и рек, и, пожалуй, одна из самых красивых, но и печальных историй связана с заливом Импилахти на Ладожском озере. Название Импилахти переводится на русский язык как «залив русалки».

Вообще, предание о заливе Импилахти, на берегу которого расположена небольшая карельская деревня с аналогичным названием, как будто сошло со страниц книг немецких романтиков.

Залив ИмпилахтиЗалив Импилахти

Первым об этом предании в своей книге «Ладожское озеро» рассказал известный исследователь А.П. Андреев, обследовавший крупнейшее в Европе озеро в конце ХIХ века. Он же и приводит само предание: «жили в тех местах двое молодых людей, которые страстно полюбили друг друга. Парень был из бедной семьи, а девушка – из зажиточной. Ее родителям кандидат на руку дочери показался не самым подходящим, и они принялись расстраивать свадьбу. Но любовь была сильнее, привязанность молодых крепла, и тогда родители невесты пошли на крайние меры». Что именно они сделали – неизвестно. Более старинная и поэтическая версия легенды рассказывает о зловещем колдовстве с использованием заклинаний лопарских шаманов, более прозаическая и современная говорит, что парня отдали в солдаты. Как бы то ни было, жениха удалось куда-то отослать. Помешать такому развитию событий девушка не могла – ее заперли дома. Разлука разбила юное сердце. Как отмечает Андреев, «миловидное создание изнывало, таяло и в одну непогодливую ночь убежало из дому, бросилось с высокой здешней гранитной скалы в воду и превратилось в импи, в какое-то фантастическое существо, вроде хорошенькой, очаровательной русалочки. Каждые сутки, в полночь, это неуловимое создание выходило из глубины, плескалось, тешилось в воде, играя, как бы звало кого-то и потом издавало душераздирающие звуки. Эхо здешних мест далеко разносило эти звуки и наводило ужасный страх на всю окрестность. Родители погибшей девушки сильно горевали и, тоскуя по ней, вскоре умерли. Жених пропал без вести». Воды эти после такого грустного события у местных жителей получили название залив Импи.

Андреев, как и всякий исследователь, приводит свое объяснение тому, из-за чего на самом деле появилось это предание. Он пишет, что вид здешних скал – угрюмый, таинственный, и в то же время исполненный скрытого очарования, навевал на созерцателей поэтическое настроение. Предание же о криках импи может быть связано либо с игрой рыб в лунную ночь, либо с перелетными птицами.

Однако и в наши дни встречаются люди (ученые-геологи, туристы, рыбаки), которые утверждают, что видели сидящую на большом камне и плачущую импи.

Поселок ИмпилахтиПоселок Импилахти

Побывайте в Импилахти, побудьте ночной порой на берегу Ладожского озера, прикоснитесь к живой, нетронутой, практически первобытной природе – и, возможно, сможете убедиться, что русалки – вовсе не плод фантазии местных жителей…
Информация
Добавить комментарий