Церковь-призрак на фото

08 августа 2005
0
11221
Возможность услышать звон колоколов провалившейся под землю церкви… Возможность проявления в нашем мире затонувшего селения… О чем может свидетельствовать этот семантический подтекст народных преданий? О возможности соприкоснуться с параллельным миром?

Параллельные миры?

В связи с этим вспоминается труд российского исследователя североевропейской мифологии и сакральной традиции Антона Платова «Дорога на Аваллон», где автор, анализируя сохранившиеся легенды о сказочном народе эльфов, выработал свою теорию «перехода» в параллельный мир, мир эльфов, легендарный остров Аваллон (Хай Бразил)… «Эффект перехода», по его мнению, заключает в себе три компонента: деформацию времени, деформацию пространства и деформацию состояния сознания (подробности и разъяснения здесь опускаются, при желании данный труд автора несложно отыскать в Интернете).3 Однако о прямом переходе говорили тексты древних легенд, повествующие о тех временах, «когда эльфы еще жили в Европе». После их переселения в свою «волшебную страну» говорится лишь о «пограничных инцидентах» (термин А. Платова), когда людям случайно удавалось приблизиться к границе «перехода», но не перешагнуть ее. Но и это порождало различные эффекты, которые мы бы уверенно назвали бы аномальными явлениями.

Согласно данной концепции, в нашем мире есть особые точки – врата «перехода», через которые возможно взаимопроникновение миров разных реальностей, называемые по-разному: «особые места», «места силы», которыми могли бы быть многие из известных нам сакральных мест или аномальных зон. Как описывает сам А. Платов, «в таких местах, при особенно сильном напряжении энергий, Переход может произойти спонтанно, случайно, от незначительного толчка… Даже казуальные (событийные) потоки двух миров могут пересекаться в таких местах».

Если феномен «перехода» между мирами является вещью объективной и реально существующей, то легенды со схожими мотивами должны существовать и у других народов, мифология которых не включает подобных эльфам персонажей. В белорусской мифологии этому критерию как раз наиболее и соответствуют легенды о провалившихся церквях и затонувших селениях, которые иногда дискретно могут проявлять себя в нашем мире.

У того же А. Платова также имеется ответ на данный вопрос: это невидимые «Светлые Города», подобные Китежу, куда могли попасть лишь чистые духовно люди. Не здесь ли кроются отголоски о легендарной Шамбале?

Китеж-град и Вавилов дол

Если уж белорусские легенды и предания могут предоставить лишь скудную и отрывочную информацию, тогда остается лишь обратиться к известным сакральным местам схожего генезиса в России, вокруг которых даже сложился определенного рода собственный культ.

В первую очередь стоит тут упомянуть широко известный град Китеж, стоявший некогда, а может, и стоящий незримо поныне, на месте озера Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области. Корни легенды уходят к XII – XIII векам, ко временам нашествия татарских орд. Когда враги подошли и обложили город Большой Китеж, из-под земли вдруг забили многоводные источники и татары вынуждены были отступить. Молитва жителей Китежа о спасении была услышана, они не попали в руки к противнику, но на месте города с тех пор колышутся лишь волны. Но, согласно легенде, Китеж не погиб, а продолжил свое существование в незримом виде. Особо праведные люди могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его колоколов. А кому-то, может, туда и удалось наведаться.

Вокруг Светлояра сложился особый культ, особенно популярный среди раскольников и быстро обросший ореолом легенд. В отдельные периоды вспыхивали массовые паломничества к озеру, особенно популярно было замаливать свои грехи, проползая на коленях вокруг озера. Среди аномальщиков и уфологов озеро также пользуется известностью. В данной местности были зафиксированы полеты НЛО, световые явления и различные плазменные образования. В «Энциклопедии загадочных мест Земли» В. Черноброва зафиксирован случай наблюдения одной из жительниц близлежащего села в водах озера отражения церкви, хотя на берегах таковых не имелось.4

В интернетовских ресурсах удалось найти еще одно примечательное сообщение об озере Светлояр (публикация в газете Нижнего Новгорода «Проспект» за 26 ноября 2002 г. - № 48).5 Примерно в 2000 году на берег озера приехали на экскурсию школьники одной из школ Нижнего Новгорода, во время которой их учительница сделала несколько снимков. Когда фотографии были проявлены, на одной из них проступило призрачное изображение церковного купола без креста. Правда, эти сведения не проверены и достоверность их можно лишь предполагать, но это имеет такое поразительное сходство с происшествием на озере Гребеницком!

Вавилов дол не столь известен, как легендарный Китеж, но также популярен в Поволжье. Расположено это сакральное место Ивантеевском районе Саратовской области. История основания здесь пещерного монастыря связана с легендой о разбойнике Вавиле, который за свои злодеяния был ослеплен и брошен на произвол судьбы в лесах. Однако смерть не пришла, пришло раскаяние. Выкопав в овраге келию-пещерку, Вавила посвятил остаток своей жизни покаянным молитвам и трудам. Вскоре к нему присоединились другие иноки и закипела монастырская жизнь. В 1905 году здесь был основан скит, построена часовня, позже – церковь в честь Святителя Николая. Вавилов дол приобрел широкую известность и прославился своими чудесами и исцелениями. Однако, с приходом советской власти скит был закрыт, монахи арестованы, а все постройки разрушены.

Но слава о Вавилове доле живет и поныне, приняв новую форму и обросши новыми легендами. Люди продолжали приходить в дол на поклонение, молились ночами на месте разрушенной церкви, которое отмечено лишь грудой камней от фундамента и высоким деревянным крестом. На этом же месте, если приложить ухо к земле, также можно было услышать колокольный звон, но не всем это было дано. Также бытует легенда о подземном храме, основанном еще самим Вавилой, который до сих пор остается скрытым от людей, хотя еще в недалеком времени можно было еще увидеть входы в небольшие пещерки-кельи. Поговаривают и о существовании «нерукотворной церкви», в которой якобы спаслись от преследований ОГПУ те немногие монахи монастыря, спрятавшись под землей. И поныне живет предание, что церковь Вавилова дола, некогда сошедшая с небес и укрытая в глубине земли, поднимется на поверхность лишь тогда, когда приблизится конец мира.

Сюжет немного другой, но суть все та же… И в связи с Вавиловым долом также упоминаются различные световые явления: то полоска света появится на дальнем склоне оврага, то освещенный дверной проем, ведущий в недра земли, но попытки отыскать какие-либо следы при свете дня еще покуда не увенчались успехами.

Вообще, Поволжье славится легендами о своих подземельях, населенных загадочными старцами-пустынниками, периодически являющихся людям, особенно в районе Жигулевских гор.

Возвращаясь к теме обсуждения

Итак, что же имеем? Кучу легенд о провалившихся или канувших под воду церквях или целях селениях с оными? Или же народное иносказание о соприкосновениях с иными мирами? В конечном итоге все можно было бы списать на богатую народную фантазию, щедро приукрашенную домыслами и отсебятиной при пересказах в поколениях, что довольно обычно в процессах устного народного творчества. Видения церквей в водной глади озер и звон несуществующих колоколов можно отнести к области зрительных и слуховых галлюцинаций экзальтированно настроенных верующих. Но… фотографии могут сказать об обратном, хоть в наш «продвинутый» век и их подделать несложно.

В ходе проводящегося «Уфологическим комитетом» расследования по делу данного снимка удалось связаться со всеми главными лицами данной истории – Ольгой Дриленок, главной героиней вышеупомянутой статьи в «Комсомолке», нажавшей в ту далекую полночь на кнопку фотоаппарата-мыльницы, а также с непосредственным владельцем негатива – Алексеем Селицким и предавшей снимок известности учительницей лиозненской школы Еленой Гречишниковой. Все имели непосредственный контакт с негативом и уверили в отсутствии фальсификации данного снимка.

Благодаря содействию представителей дружественной организации – клуба «Мир УПЭА» (Натальи Волковой и Евгения Хованского), была получена возможность изучить непосредственно оригинал фотографии и сам негатив.

Факт наличия негатива как такового уже сомнений не вызывает. Однако, полной ясности в дело это не внесло, так как подобный снимок теоретически несложно создать путем двойного экспонирования, применив ряд подручных средств для создания подобных спецэффектов.


Остается только проанализировать имеющиеся материалы. На фотографии на переднем плане размещена компания отдыхающей молодежи, а в левой верхней части – за спинами двух крайних слева фигур – интересующие нас аномальные объекты. Размещены они на неестественно светлом красновато-коричневом фоне, резко контрастирующем с окружающим ночным мраком. На нем отчетливо видна тень многокупольного храма и изображение, напоминающее икону.

Что же касается храма, число куполов с большей долей вероятности можно установить равным семи. В православной архитектуре семикупольные церкви, хоть довольно редко, но все же встречаются наряду с одно-, двух-, пяти- (наиболее распространенный тип), и более редкими девяти- и тринадцатиглавыми. Но все же размещение глав и выделение трех из них путем установки их на чрезмерно высоких барабанах вызывает удивление, так как затруднительно провести какую-либо аналогию с имеющимися образцами храмовой архитектуры. Выделение центрального купола и размещения вокруг него четырех меньших, что характерно для пятиглавых церквей, еще традиционно. Но назначение и значение двух высотных боковых глав не поддается определению. Левее общего контура церкви находится «пристройка», придающая общему контуру ассиметричность, которую можно определить как отдельно стоящую возле здания храма колокольню, завершающуюся характерной для общего стиля строения главкой.

Объект, определенный как «икона», размещается правее храма, частично заслонен расположенными на переднем плане фигурами двух людей. Человекоподобные контуры внутри иконы можно соотнести с иконописным изображением Богоматери с младенцем Христом извода «Одигитрия» или «Умиление». Икону обрамляет нечто похожее на массивную резную рамку. Бросается в глаза ущербность или незавершенность «иконы» - с правой стороны икона как будто обрезана – отсутствует продолжение рамки по данной стороне, а само изображение ассиметрично смещено в ту же сторону. Создается ощущение, что добрый ее кусок по каким-то причинам отсутствует, что может быть расценено как напоминание о поруганных древних иконах, которые во времена атеистических гонений подвергались уничтожению и порче, многие были распилены на куски. Но это всего лишь предположение, одно из множества возможных.

Искаженная реальность

В итоге анализа получается, что оба объекта имеют сильное сходство с известными нам предметами религиозного характера – храмом и иконой. Но в то же время они носят некий нереальный или незавершенный характер, выбиваясь из привычной колеи. В случае гипотетической фабрикации снимка «злоумышленник» постарался бы запечатлеть реальные предметы, соответствующие полноте нашего восприятия и представления. Здесь же такого не наблюдается.

В связи с этим хорошо увязывается теория В. Деружинского об «искаженной реальности», по которой во время протекания процесса «аномального явления» происходит неполная материализация объекта, из-за чего последний выглядит неполноценным (например, отсутствие тени, плоское изображение лишенных объема фигур, отсутствие привычных мелких деталей и т. п.).

Допуская достоверность снимка, можно предположить, что 28 мая 2004 года на озере Гребеницком произошло аномальное событие («искажение реальности»), незамеченное отдыхающими на берегу людьми, но имевшее достаточную материализацию, чтобы быть запечатленным на фотопленку. Последнее свидетельствует о материальности явления, так как произошло несомненное физическое воздействие на негатив.

Что же это было, ответить со 100% уверенностью пока не представляется возможным. По одной из гипотез, подробно освещенной в данной статье, на Гребеницком озере мог проявиться «пограничный инцидент» соприкосновения двух параллельных миров. А может это было просто эпизодическое, носящее случайных характер, аномальное явление. Некоторые точки над «i» призвана поставить майская экспедиция на Гребеницкое озеро в рамках проводящегося регионального полевого сбора «Белоруссия-Космопоиск».

1Зайкоўскі Э.М., Дучыц Л.У. Жыватворныя крыніцы Беларусі. – Мн., 2001. С. 60.
2Легенды і паданні / Пад рэд. А.С. Фядосіка. – Мн., 1983. С. 341.
3Платов А. Дорога на Аваллон. – М., 2001. – С. 108-122.
4Чернобров В. Энциклопедия загадочных мест земли. – М., 2000. С. 321.
5http://www.x-libri.ru/elib/smi__906/00000001.htm
Информация