Легенды о пойманных волшебных существах
В мире фольклора и мифологии разных народов издавна существуют предания о маленьких волшебных существах - эльфах, гномах, феях, троллях, гоблинах и многих других. Эти загадочные создания, обитающие на грани реального и сказочного миров, всегда будоражили воображение людей. Но особый интерес вызывают редкие истории о том, как люди якобы смогли поймать и удержать этих неуловимых существ. Давайте погрузимся в мир этих удивительных легенд и попробуем разобраться, где заканчивается вымысел и начинается реальность.
Истоки легенд о пленении маленького народца
Предания о пойманных гномах, феях и других волшебных созданиях уходят корнями в глубокую древность. Еще во времена Римской империи ходили слухи об использовании гномов и гоблинов в качестве рабочей силы, особенно в шахтах. Профессор Вейр де Бур из Университета Гронингена отмечает, что за этими мифами могли стоять реальные истории о людях маленького роста, работавших по ночам в шахтах, лесах и других укромных местах.
Он пишет: "В народной мифологии их считали обманщиками. Но за мифом стоят подлинные истории о реальных людях. Они работали по ночам, под землей, в шахтах и глухих лесах. Их обманы были либо формой развлечения, либо местью, либо просто результатом того, что в темноте ночью терялись горшки и сковородки. Есть сообщения о случаях в некоторых районах Священной Римской империи, когда маленьких людей или гномов (по-голландски: kabouters) использовали в песчаных районах Брабанта, Лимбурга и пустоши Люнебург. Их использовали, например, для незаконной вырубки лесных участков, поэтому им приходилось работать по ночам, чтобы остаться незамеченными властями".
Де Бур также упоминает сообщения об использовании маленьких людей в рудниках Гарца в Саксонии и Рудных гор на границе с Богемией для добычи железной руды. Лес, вырубленный этими существами, использовался для крепления туннелей и шахт, а также в качестве топлива для производства соли - ценного товара того времени.
Таким образом, за легендами о пойманных волшебных существах могли стоять реальные истории эксплуатации людей маленького роста или представителей коренных народов, вынужденных скрываться и работать по ночам. Однако со временем эти истории обросли мифологическими деталями и превратились в сказания о пленении волшебного народца.
Классические фольклорные сюжеты
В фольклоре разных народов можно найти множество историй о поимке маленьких волшебных существ. Исследователь Мэтт Коллишоу выделяет три основных типа таких сюжетов:
Пойманное существо погибает. Например, в суффолкской истории "Брат Майк" фермер ловит фею, ворующую зерно из амбара. Он приносит ее домой для развлечения детей, но пленница отказывается от еды и вскоре умирает от тоски.
Пойманное существо вынуждено действовать против своей воли. В шотландской легенде человек захватывает злобного глайстига и заставляет его поклясться покинуть окрестности и больше не беспокоить местных жителей.
Пойманное существо сбегает. Чаще всего такие истории заканчиваются возвращением волшебного создания домой. Например, в корнуолльской сказке о Коулмене Грее семья находит заблудившегося мальчика-пикси и заботится о нем, пока однажды он не слышит зов матери и не возвращается к своему народу.
Одна из самых известных историй о поимке волшебного существа происходит из Северного Уэльса. Согласно легенде, охотник, желая поймать лису, поставил мешок с открытым входом у норы, куда только что забежало животное. Устроив ловушку, охотник отошел немного и прилег отдохнуть под деревом, в конце концов задремав. Его разбудила возня в мешке, который он быстро завязал и перекинул через плечо, чтобы отнести домой. Однако вскоре он услышал за спиной шаги и тоненький голосок, спрашивающий из темноты: "Где мой сын, Джон?". Охотник продолжал идти, а голос все повторял один и тот же вопрос. Затем из мешка раздался другой голос: "Вот мой дорогой отец зовет меня". Охотник в ужасе бросил мешок и убежал так быстро, как только мог.
Такие истории отражают народные представления о том, что волшебные существа не принадлежат человеческому миру и попытки удержать их силой ни к чему хорошему не приводят. Они также подчеркивают связь маленького народца с природой и их способность ускользать от людей.
Ведьма Анна Боденхэм и ее "оборванные мальчики"
Интересный случай якобы имевшего место пленения волшебных существ связан с историей английской "ведьмы" Анны Боденхэм, казненной за колдовство в 1653 году. Согласно слухам, Боденхэм могла вызывать различных духов, в том числе группу маленьких существ, известных как "оборванные мальчики" (ragged boys).
Философ Генри Мор в своей книге "Противоядие от атеизма" подробно описывает один из сеансов вызова этих существ:
"Она сделала круг, как обычно, и поставила в него сковороду с углями, и сожгла что-то, что ужасно воняло, и взяла свою книгу и стекло, как описано ранее, и сказала: Вельзевул, Мучитель, Люцифер и Сатана, явитесь. И тогда появились пять духов, как она полагала, в образе маленьких оборванных мальчиков, которых Ведьма приказала явиться и отправиться вместе со Служанкой на луг в Уилтоне, который Ведьма показала в стекле, и там собрать Вербену и Укроп. И тотчас оборванные Мальчики побежали перед Служанкой, и она последовала за ними на указанный луг: и когда они пришли туда, оборванные Мальчики стали искать Травы и разгребали Снег в двух или трех местах, прежде чем смогли найти какие-нибудь, и наконец нашли немного и принесли с собой".
Мор представляет эту историю как неоспоримый факт и заключает: "Нельзя не поверить в то, что то, что Служанка призналась о себе и Ведьме, является самой несомненной правдой".
Кем были эти загадочные "оборванные мальчики"? Действительно ли Боденхэм могла их вызывать? Или это просто плод воображения суеверных людей того времени? Однозначного ответа нет, но эта история показывает, насколько глубоко вера в существование маленького волшебного народца проникла в сознание людей.
Газетные сообщения о пойманных существах
Помимо фольклорных сюжетов и легенд, существуют и более современные сообщения о якобы пойманных маленьких существах, некоторые из которых даже попадали на страницы газет.
Одна из таких удивительных историй была опубликована в феврале 1926 года в новозеландской газете The Manawatu Times. В статье рассказывалось о загадочном существе ростом 35 см, обнаруженном шахтерами в старых выработках шахты Пулвей в Глостершире, Англия.
Согласно сообщению, пойманное создание имело круглую голову размером с чайную чашку, было покрыто мягкими коричневыми волосами и имело два глаза с бровями и ресницами, маленькие круглые уши, плоский нос, рот с прекрасным набором жемчужно-белых зубов, короткую шею, крошечные руки, идеальные кисти, крепкие ноги длиной 10 см и человеческие ступни.
Когда существо поймали, оно зарычало как обезьяна. От сильного испуга оно прожило всего час. Шахтеры оставили тело лежать на угольной отмели. Когда они вернулись на следующий день, тело исчезло - предполагалось, что его забрали родственники из племени миниатюрных существ.
Эта история, поначалу воспринятая как пьяная фантазия, получила неожиданное подтверждение от семьи, живущей в Чифорде. Миссис Гвилиам подавала ужин, когда ее напугало движение в угольном ведре. Дочь закричала, увидев пугающее маленькое существо, похожее на крошечного шахтера-метиса, хорошо сложенного, с изящными бедрами и улыбающимся лицом, сидящее на куске угля. Муж, видя истерику детей, выбросил ведро за дверь.
Другая интригующая газетная заметка появилась в 1910 году в новозеландской газете Taranaki Herald. В ней описывалось крошечное существо, выставляемое напоказ в качестве своего рода циркового уродца. Согласно статье, это был "корнуолльский пикси" - идеально сложенный миниатюрный мужчина весом всего 42 кг и ростом 63 см.
Происхождение этого загадочного существа было окутано тайной. Известно было лишь то, что его обнаружили в Корнуолле, он оказался одним из выживших после кораблекрушения на этом печально известном опасном побережье. Возраст пикси был неизвестен, но мог быть от 36 до 50 лет. Он говорил по-французски и понимал английский, но его собственный язык был непонятен большинству людей.
Статья сообщает, что многие посетители пытались проверить интеллект маленького человека, и ни разу не остались недовольны ответами "Дика", который "сидя на своей маленькой сцене, принимал все почести с видом и взглядом восточного мудреца".
Что стало с этим загадочным существом после выставки, неизвестно - больше упоминаний о нем в прессе не появлялось.
Реальность или вымысел?
Истории о пойманных волшебных существах завораживают и интригуют, потому что они как бы приближают магический мир к человеческому, давая надежду на то, что мы могли бы лучше понять эти загадочные создания. Но насколько реальны все эти сообщения?
С одной стороны, большинство этих историй явно носят фольклорный характер и содержат много сказочных элементов. Они отражают народные представления о волшебном мире и часто несут моральные уроки о том, что не стоит пытаться удерживать волшебные создания в человеческом мире.
С другой стороны, некоторые сообщения, особенно газетные заметки начала XX века, представлены как реальные факты и содержат конкретные детали. Однако отсутствие дальнейших упоминаний об этих существах и невозможность проверить эти истории заставляют отнестись к ним скептически.
Возможно, за некоторыми из этих легенд стоят реальные случаи обнаружения людей необычно маленького роста или представителей малоизвестных племен. В условиях ограниченных знаний о мире такие встречи могли порождать слухи о поимке волшебных существ.
Также нельзя исключать, что часть этих историй - просто выдумки журналистов, стремившихся привлечь внимание читателей сенсационными сообщениями. В эпоху, когда проверить информацию было сложно, такие истории могли легко распространяться и приниматься на веру.
Заключение
Легенды о пойманных волшебных существах - это увлекательная часть мирового фольклора, которая редко становится предметом серьезного изучения. Эти истории отражают извечное стремление человека соприкоснуться с миром чудесного, познать неизведанное.
Независимо от того, верим мы в реальность этих созданий или нет, эти легенды остаются важной частью культурного наследия разных народов. Они побуждают нас задуматься о границах реального и воображаемого, о нашем отношении к природе и ее тайнам.
Истоки легенд о пленении маленького народца
Предания о пойманных гномах, феях и других волшебных созданиях уходят корнями в глубокую древность. Еще во времена Римской империи ходили слухи об использовании гномов и гоблинов в качестве рабочей силы, особенно в шахтах. Профессор Вейр де Бур из Университета Гронингена отмечает, что за этими мифами могли стоять реальные истории о людях маленького роста, работавших по ночам в шахтах, лесах и других укромных местах.
Он пишет: "В народной мифологии их считали обманщиками. Но за мифом стоят подлинные истории о реальных людях. Они работали по ночам, под землей, в шахтах и глухих лесах. Их обманы были либо формой развлечения, либо местью, либо просто результатом того, что в темноте ночью терялись горшки и сковородки. Есть сообщения о случаях в некоторых районах Священной Римской империи, когда маленьких людей или гномов (по-голландски: kabouters) использовали в песчаных районах Брабанта, Лимбурга и пустоши Люнебург. Их использовали, например, для незаконной вырубки лесных участков, поэтому им приходилось работать по ночам, чтобы остаться незамеченными властями".
Де Бур также упоминает сообщения об использовании маленьких людей в рудниках Гарца в Саксонии и Рудных гор на границе с Богемией для добычи железной руды. Лес, вырубленный этими существами, использовался для крепления туннелей и шахт, а также в качестве топлива для производства соли - ценного товара того времени.
Таким образом, за легендами о пойманных волшебных существах могли стоять реальные истории эксплуатации людей маленького роста или представителей коренных народов, вынужденных скрываться и работать по ночам. Однако со временем эти истории обросли мифологическими деталями и превратились в сказания о пленении волшебного народца.
Классические фольклорные сюжеты
В фольклоре разных народов можно найти множество историй о поимке маленьких волшебных существ. Исследователь Мэтт Коллишоу выделяет три основных типа таких сюжетов:
Пойманное существо погибает. Например, в суффолкской истории "Брат Майк" фермер ловит фею, ворующую зерно из амбара. Он приносит ее домой для развлечения детей, но пленница отказывается от еды и вскоре умирает от тоски.
Пойманное существо вынуждено действовать против своей воли. В шотландской легенде человек захватывает злобного глайстига и заставляет его поклясться покинуть окрестности и больше не беспокоить местных жителей.
Пойманное существо сбегает. Чаще всего такие истории заканчиваются возвращением волшебного создания домой. Например, в корнуолльской сказке о Коулмене Грее семья находит заблудившегося мальчика-пикси и заботится о нем, пока однажды он не слышит зов матери и не возвращается к своему народу.
Одна из самых известных историй о поимке волшебного существа происходит из Северного Уэльса. Согласно легенде, охотник, желая поймать лису, поставил мешок с открытым входом у норы, куда только что забежало животное. Устроив ловушку, охотник отошел немного и прилег отдохнуть под деревом, в конце концов задремав. Его разбудила возня в мешке, который он быстро завязал и перекинул через плечо, чтобы отнести домой. Однако вскоре он услышал за спиной шаги и тоненький голосок, спрашивающий из темноты: "Где мой сын, Джон?". Охотник продолжал идти, а голос все повторял один и тот же вопрос. Затем из мешка раздался другой голос: "Вот мой дорогой отец зовет меня". Охотник в ужасе бросил мешок и убежал так быстро, как только мог.
Такие истории отражают народные представления о том, что волшебные существа не принадлежат человеческому миру и попытки удержать их силой ни к чему хорошему не приводят. Они также подчеркивают связь маленького народца с природой и их способность ускользать от людей.
Ведьма Анна Боденхэм и ее "оборванные мальчики"
Интересный случай якобы имевшего место пленения волшебных существ связан с историей английской "ведьмы" Анны Боденхэм, казненной за колдовство в 1653 году. Согласно слухам, Боденхэм могла вызывать различных духов, в том числе группу маленьких существ, известных как "оборванные мальчики" (ragged boys).
Философ Генри Мор в своей книге "Противоядие от атеизма" подробно описывает один из сеансов вызова этих существ:
"Она сделала круг, как обычно, и поставила в него сковороду с углями, и сожгла что-то, что ужасно воняло, и взяла свою книгу и стекло, как описано ранее, и сказала: Вельзевул, Мучитель, Люцифер и Сатана, явитесь. И тогда появились пять духов, как она полагала, в образе маленьких оборванных мальчиков, которых Ведьма приказала явиться и отправиться вместе со Служанкой на луг в Уилтоне, который Ведьма показала в стекле, и там собрать Вербену и Укроп. И тотчас оборванные Мальчики побежали перед Служанкой, и она последовала за ними на указанный луг: и когда они пришли туда, оборванные Мальчики стали искать Травы и разгребали Снег в двух или трех местах, прежде чем смогли найти какие-нибудь, и наконец нашли немного и принесли с собой".
Мор представляет эту историю как неоспоримый факт и заключает: "Нельзя не поверить в то, что то, что Служанка призналась о себе и Ведьме, является самой несомненной правдой".
Кем были эти загадочные "оборванные мальчики"? Действительно ли Боденхэм могла их вызывать? Или это просто плод воображения суеверных людей того времени? Однозначного ответа нет, но эта история показывает, насколько глубоко вера в существование маленького волшебного народца проникла в сознание людей.
Газетные сообщения о пойманных существах
Помимо фольклорных сюжетов и легенд, существуют и более современные сообщения о якобы пойманных маленьких существах, некоторые из которых даже попадали на страницы газет.
Одна из таких удивительных историй была опубликована в феврале 1926 года в новозеландской газете The Manawatu Times. В статье рассказывалось о загадочном существе ростом 35 см, обнаруженном шахтерами в старых выработках шахты Пулвей в Глостершире, Англия.
Согласно сообщению, пойманное создание имело круглую голову размером с чайную чашку, было покрыто мягкими коричневыми волосами и имело два глаза с бровями и ресницами, маленькие круглые уши, плоский нос, рот с прекрасным набором жемчужно-белых зубов, короткую шею, крошечные руки, идеальные кисти, крепкие ноги длиной 10 см и человеческие ступни.
Когда существо поймали, оно зарычало как обезьяна. От сильного испуга оно прожило всего час. Шахтеры оставили тело лежать на угольной отмели. Когда они вернулись на следующий день, тело исчезло - предполагалось, что его забрали родственники из племени миниатюрных существ.
Эта история, поначалу воспринятая как пьяная фантазия, получила неожиданное подтверждение от семьи, живущей в Чифорде. Миссис Гвилиам подавала ужин, когда ее напугало движение в угольном ведре. Дочь закричала, увидев пугающее маленькое существо, похожее на крошечного шахтера-метиса, хорошо сложенного, с изящными бедрами и улыбающимся лицом, сидящее на куске угля. Муж, видя истерику детей, выбросил ведро за дверь.
Другая интригующая газетная заметка появилась в 1910 году в новозеландской газете Taranaki Herald. В ней описывалось крошечное существо, выставляемое напоказ в качестве своего рода циркового уродца. Согласно статье, это был "корнуолльский пикси" - идеально сложенный миниатюрный мужчина весом всего 42 кг и ростом 63 см.
Происхождение этого загадочного существа было окутано тайной. Известно было лишь то, что его обнаружили в Корнуолле, он оказался одним из выживших после кораблекрушения на этом печально известном опасном побережье. Возраст пикси был неизвестен, но мог быть от 36 до 50 лет. Он говорил по-французски и понимал английский, но его собственный язык был непонятен большинству людей.
Статья сообщает, что многие посетители пытались проверить интеллект маленького человека, и ни разу не остались недовольны ответами "Дика", который "сидя на своей маленькой сцене, принимал все почести с видом и взглядом восточного мудреца".
Что стало с этим загадочным существом после выставки, неизвестно - больше упоминаний о нем в прессе не появлялось.
Реальность или вымысел?
Истории о пойманных волшебных существах завораживают и интригуют, потому что они как бы приближают магический мир к человеческому, давая надежду на то, что мы могли бы лучше понять эти загадочные создания. Но насколько реальны все эти сообщения?
С одной стороны, большинство этих историй явно носят фольклорный характер и содержат много сказочных элементов. Они отражают народные представления о волшебном мире и часто несут моральные уроки о том, что не стоит пытаться удерживать волшебные создания в человеческом мире.
С другой стороны, некоторые сообщения, особенно газетные заметки начала XX века, представлены как реальные факты и содержат конкретные детали. Однако отсутствие дальнейших упоминаний об этих существах и невозможность проверить эти истории заставляют отнестись к ним скептически.
Возможно, за некоторыми из этих легенд стоят реальные случаи обнаружения людей необычно маленького роста или представителей малоизвестных племен. В условиях ограниченных знаний о мире такие встречи могли порождать слухи о поимке волшебных существ.
Также нельзя исключать, что часть этих историй - просто выдумки журналистов, стремившихся привлечь внимание читателей сенсационными сообщениями. В эпоху, когда проверить информацию было сложно, такие истории могли легко распространяться и приниматься на веру.
Заключение
Легенды о пойманных волшебных существах - это увлекательная часть мирового фольклора, которая редко становится предметом серьезного изучения. Эти истории отражают извечное стремление человека соприкоснуться с миром чудесного, познать неизведанное.
Независимо от того, верим мы в реальность этих созданий или нет, эти легенды остаются важной частью культурного наследия разных народов. Они побуждают нас задуматься о границах реального и воображаемого, о нашем отношении к природе и ее тайнам.
Читайте так же:
Огнедышащие призраки: Загадка черных существ из-под земли
Зомби: От мифов к научной реальности
Потустороннее существо или пришелец из иного измерения?
Тайны Лоуз Коттидж: Когда призраки становятся соседями
За гранью реальности: научный взгляд на призраков и вампиров
Чупакабра: Генетический эксперимент или инопланетное существо?
Тайны Техаса: Легендарные монстры и призраки
Огнедышащие призраки: Загадка черных существ из-под земли
Зомби: От мифов к научной реальности
Потустороннее существо или пришелец из иного измерения?
Тайны Лоуз Коттидж: Когда призраки становятся соседями
За гранью реальности: научный взгляд на призраков и вампиров
Чупакабра: Генетический эксперимент или инопланетное существо?
Тайны Техаса: Легендарные монстры и призраки
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно