Американцы на Луне. Проверка достоверности фактов
Этот выход на Луну длился четыре часа. После кратковременного сна астронавты, приняв пищу, снова вышли на поверхность и двинулись к "Сервейору". По пути Конрад оступился и упал. Оказалось, что падение на Луне происходит медленно, так что астронавт может принять меры, чтобы не порвать скафандр о камни.
Подойдя к "Сервейору", астронавты срезали с него кусок трубчатого алюминиевого каркаса, кусок кабеля, кусочек теплоизоляции и сняли телевизионную камеру. Все это Бин сложил в ранец за спиной Конрада, и они двинулись обратно к кабине.
Этот выход им дался труднее, чем первый. Было жарко, хотелось пить. Их голоса стали ниже и более хриплыми - верный признак усталости. Пульс достигал 160- 170 ударов в минуту.
В 244 ч 36 мин 26 с отсек экипажа "Аполлона-12" благополучно приводнился в заданном районе Атлантики. При приводнении он перевернулся днищем вверх, при этом с кронштейна сорвалась кинокамера и рассекла Бину бровь.
Но наибольшие испытания выпали на долю экипажа "Аполлона-13", стартовавшего 11 апреля 1970 года. На его борту находились Дж. Ловелл (командир), Дж. Суиджерт и Ф. Хейс. 14 апреля, когда корабль находился на расстоянии 330 тыс. км от Земли, астронавты услышали слабый звук взрыва, донесшийся из двигательного отсека. Через несколько минут оказалась поврежденной одна из батарей топливных элементов, еще через 20 минут за ней последовала и вторая. Оставшаяся третья батарея не могла обеспечить корабль электроэнергией. Фактически отсек экипажа вышел из строя и, случись это при возвращении с Луны, экипаж неминуемо бы погиб. В сложившихся же обстоятельствах астронавтам оставалось надеяться на энергоресурсы лунной кабины.
Началась схватка за жизнь экипажа. "Аполлон" в соответствии с законами механики продолжал лететь к Луне. Необходимо было осуществить коррекцию его траектории. Поскольку предназначенный для этого маршевый двигатель включать было опасно - он мог оказаться поврежденным взрывом, - оставалось надеяться на двигатель посадочной ступени, рассчитанный всего на одно длительное включение. После окончания коррекции выяснилось, что при получившейся траектории аппарат приводнится в Индийском океане около о. Мадагаскар. Но там не было поисково-спасательных средств США, и они не могли туда прибыть к моменту посадки. Кроме того, полет по этой траектории был нежелателен еще и потому, что занимал относительно много времени, и ресурсов лунной кабины могло не хватить для поддержания жизнедеятельности экипажа. Это было опасно, пришлось еще раз включать двигатель, уже отработавший установленный ресурс. После тщательного анализа двигатель включили, он проработал нормально. На Земле облегченно вздохнули - коррекция прошла успешно. Вдруг, как гром среди ясного неба, новое сообщение: уточненные расчеты показали, что корабль пройдет мимо Земли на расстоянии примерно 165 км. Случись это, астронавты неизбежно погибнут мучительной смертью из-за нехватки кислорода. Стало ясно, что нужно в третий раз включать двигатель для еще одной коррекции.
15 апреля в 5 ч 30 мин обстановка в лунной кабине стала угрожающей - содержание углекислого газа повысилось до уровня, опасного для жизни астронавтов. Патроны поглотителя не были рассчитаны на столь длительную работу и не справлялись с очисткой воздуха для трех членов экипажа. Астронавты отсоединили от своих скафандров два шланга, один из которых они протянули от вентилятора в лунной кабине ко входу поглотителя в отсеке экипажа, а второй - от выхода поглотителя в лунную кабину. Для крепления шлангов к поглотителю в ход пошли пластмассовые мешочки из-под пищи и липкая лента. Содержание углекислого газа стало быстро уменьшаться и вскоре достигло приемлемой величины.
В 23 ч 10 мин появился сигнал о перегреве одной из химических батарей. Анализ, проведенный на Земле, показал, что тревога оказалась ложной - батарея работает нормально, из строя вышел лишь датчик, измеряющий ее температуру. Истекающий из двигательного отсека газ закручивал корабль и затруднял связь с Землей. Руководство НАСА привлекло к работе радиотелескоп, расположенный в Австралии.
16 апреля повысилось давление в одном из баллонов с гелием. В результате сработал предохранительный клапан, и выходящий газ стал быстро закручивать корабль. Запасов гелия, правда, хватало, чтобы обеспечить запуск двигателя для коррекции.
Недостаток энергетики на борту привел к деформации теплового режима. Вскоре после аварии температура в кабине упала до 11 °С, но астронавтам казалось, что в кабине еще холоднее.Чтобы не замерзнуть, они надели второй комплект нательного белья, а Ловелл даже спал в ботинках, предназначенных для выхода на Луну...
16 апреля в 4 ч 32 мин была проведена третья коррекция орбиты, и опять ее результаты не могли в полной мере удовлетворить специалистов - угол входа аппарата в атмосферу был неоптимальным. Требовалась еще одна, четвертая по счету коррекция. На этот раз ее провели с помощью двигателей системы ориентации лунной кабины, позволивших немного изменить угол входа корабля в атмосферу.
Однако напряжение полета продолжало оставаться по-прежнему высоким - еще предстояли нештатные ситуации по отделению двигательного отсека и лунной кабины от отсека экипажа. После отделения двигательного отсека астронавты получили возможность его рассмотреть. Их взору открылась ужасающая картина. Панель корпуса длиной около четырех метров и шириной более полутора метров оказалась вырванной взрывом, по-видимому повредилось сопло маршевого двигателя, у остронаправленной антенны образовалась своего рода свалка поврежденного оборудования.
Полет "Аполлона-13", несмотря на все трудности, окончился благополучно. На Землю спустились исхудавшие, измученные борьбой за выживание, больные люди (например, у Хейса температура поднялась до 38°С, появились урологические расстройства).
Как видно из всех этих фактов, полеты на Луну сопровождались постоянными проблемами и сбоями того или иного оборудования. Даже телекамера на Луне сразу вышла из строя. А если останавливаться на подробностях возвращения на Землю, то это самый интересный аспект кампании.
Рассмотрим первый полет.
Политическая обстановка накалена до предела. Правительство подгоняет НАСА к скорейшему завершению программы. Что же остается делать? Отправлять астронавтов на неминуемую смерть на неподготовленном корабле и “сесть в лужу” или...
Лучше, дешевле и спокойнее - или... Неслучайно, каждый из астронавтов подписывался под “неразглашением”.
Все прошло гладко. В специально оборудованном ангаре (подобно тому, который демонстрировался в художественном фильме “Козерог-1”, о лже-полете на Марс), было снято кино про Луну, в то время как сами астронавты преспокойно кружили на земной орбите.
Съемка велась так скоротечно и нелепо, что была упущена масса огрехов. Например, развевающийся флаг на ветру. Какой, спрашивается, ветер на Луне?
Или, где звезды? Съемка велась с настройкой фокусировки на максимальную дальность, но звезды туда не попали. Почему? Либо тучи закрыли лунное небо (вероятность чего – 0%, поскольку на Луне нет атмосферы), либо съемка велась прямо в ангаре, где звезд, к сожалению, нет. Чтобы сделать искусственные звезды, нужно снимать в планетарии, где нет необходимого места для съемки и слишком малая площадка. Можно и разместить сам аппарат проектирования планетария в ангаре. Но, тогда, поскольку он должен находиться в центре площадки, станет попадать в объектив камеры, что недопустимо в целях конспирации. Поэтому и было, вероятно, принято решение – обойтись без звезд.
Тогда эту приманку съели, причем вместе с фотографиями, которые сделали так быстро и на скорую руку, что на некоторых из них видны следы фотомонтажа (крестики расположены под некоторыми предметами, а не сверху).
Информация
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно