О происхождении ведической традиции

17 ноября 2007
2
15447


Арии почитали разных богов, которые, в частности, олицетворяли природные стихии, например, огонь, воду и воздух. Верховным богом у ариев был бог-воин Индра, идеал арийского война. Было бы странно, если бы "мирный и невоинственный" народ так почитал бога-воителя.

Но следы пребывания ариев на территории, которую сегодня заселяют славянские народы, действительно есть. Так, одна из самых интересных находок - руины города-обсерватории Аркаима, найденные на территории Челябинской области. Данные о нем стали поступать с 1952 года. Г.Б. Зданович, кандидат исторических наук, зав. кафедрой истории и этнографии Челябинского гос. университета, один из первооткрывателей Аркаима (а сейчас - директор заповедника Аркаим) говорит о том, что Аркаим был построен примерно в 18 веке до н.э. Это современники Крито-Микенской цивилизации, это среднее царство Египта, это очень далекая древность. И, безусловно, это индоевропейцы, одна из древнейших индоевропейских цивилизаций. Более конкретно - это то мгновение, о котором говорят как об арийской культуре. Это очень глубокие пласты индийских и иранских источников, самые корни, т.е. это начало, это исток европейской философии и культуры.

Около 1500 г. до н.э. арии захватили значительную часть Северной Индии, к 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья. Мирные посольства были посланы и на юг. Там (в отличие от севера) им не удалось оказать глубокого воздействия на дравидийскую культуру. Поэтому и по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. Археологическим свидетельством пребывания ариев на территории Индии стала "культура серой расписной керамики".


К первым векам арийского владычества в Индии относятся древнейшие литературные произведения ариев - веды (древнеинд. веда - знание), 2000-1500 гг. до н.э. На протяжении столетий культура и религия ариев смешивались с культурой прежних жителей этих мест. Так складывался брахманизм, который уже пытался объяснить мир с помощью абстрактных понятий. В этот период сложилось и учение о переселении душ, в соответствии с которым поступки человека в нынешней жизни определяют его удел и кастовую принадлежность в последующих. Поскольку правила брахманизма, предшественника современного индуизма, были связаны со строгими и сложными ритуалами жертвоприношений, огромное значение в обществе приобрели жрецы. Воины и военный бог Индра лишились былой власти. В Упанишадах, философских сочинениях в стихах и прозе синкретического содержания, возникших около 800 г. до н.э., отразились сложные религиозно-философские построения, например, учение об особом мистическом знании, достигаемом медитацией. Параллельно с этим вновь усиливается культ животных: исчезли жертвоприношения живых существ, коровы снова стали считаться священными, предпочтение отдавалось вегетарианской пище. Это постепенное изменение обычаев и нравов можно проследить по великому индоарийскому эпосу Махабхарата, который в дошедшей до нас форме сложился около 200 г. до н.э., однако на его формирование ушло не одно столетие.
Информация