В поисках сокровищ Митридата
2004 год. В ходе раскопок в Фанагории, на Таманском полуострове в Краснодарском крае, было обнаружено странное надгробие, датированное I веком до н.э. Надпись на камне гласила: «Гипсикрат жена царя Митридата Евпатора».
Митридат VI Евпатор или Митридат Понтийский, легендарный правитель Понтийского царства о котором писали Плутарх, Страбон и даже Пушкин. Могила Митридата озарена сиянием заката. Могилу Митридата искали не одну сотню лет историки, археологи и просто любители древностей. И долгожданная находка российских учёных должна была навести на след. Смущало только одно обстоятельство: Гипсикрат – мужское имя. Как же такое может быть? Археологи недоумевали.
Не менее удивителен и тот факт, что надгробие было найдено под водой. Быть может жители древней Фанагории хоронили своих умерших на дне морском? Но нет, археологи позже обнаружили останки фанагорийского некрополя. Он, как и положено находился на берегу. Выходит для царской жены с мужским именем сделали исключение? Почему? Но самый интересный вопрос, что вообще супруга Митридата делала в Фанагории?
Понтийское царство располагалось на севере современной Турции. Столицей был город Синоп, тот самый, в чьей гавани много веков спустя Нахимов разгромил турецкий флот, а Фанагория – это Керченский пролив. От одной точки до другой четыреста километров моря. В античные времена царские жёны так далеко от мужей не уплывали. Что же за человек был понтийский царь Митридат?
«А из тумана выходит кто – то очень знакомый. Да это же понтийский царь Митридат, а в руке у него ножик. Зачем тебе ножик спрашиваю я? А он отвечает: «Как зачем? Резать тебя. Вот зачем». И тут меня пронзило в левый бок, потом в правый и я начал биться от боли по всему перрону». Это цитата из поэмы «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева. В ней герой встречает античного правителя прямо в подмосковной электричке. Неуёмная фантазия автора? Безусловно. Но вот что интересно, Митридат действительно имел особенность появляться там, где его совсем не ждали. Митридат был вообще поразительной личностью.
Напротив имени Митридата Евпатора в исторических энциклопедиях стоит несколько странное словосочетание: «царь Понта». Понтом в древности называли Чёрное море, т.е. получается царь Чёрного моря? Сразу представляется эдакий Нептун с трезубцем. Понтийское царство в период своего расцвета и в самом деле подчинило себе значительную часть черноморского побережья. Причём расцвет этот случился именно при Митридате. Так что действительно: царь Черномор.
По легенде царь Черномор был настолько богат, что его сокровищницу украшал конь в натуральную величину, сделанный из чистого золота. Некоторые источники даже утверждают, что это даже был не конь, а четвёрка лошадей, запряжённая в колесницу и всё из чистого золота. Причём после смерти Митридата этих коней никто не видел. Говорят, что царь захватил сокровища с собой в могилу, т.е. золотых коней похоронили вместе с ним. Но где находится могила Митридата? Разыскав её, мы получим шанс найти и сокровища понтийского царя. Уникальный артефакт античной культуры.
Армавирское местное отделение русского географического общества (РГО) отправляется в экспедицию в поисках сокровищ Митридата на Таманский полуостров. Первое что нам приходит в голову, может поискать могилу мужа рядом с могилой жены? Т.е. рискнём предположить, что могила Митридата на дне фанагорийской бухты и где – то по близости лежат царские сокровища. Но чтобы их найти, нам придёться тщательно обследовать бухту, а это очень не просто.
Дело в том, что у фанагорийской бухты весьма специфический рельеф дна и для его исследования здесь требуется специальное оборудование. Попробуем проконсультироваться с экспертами и выяснить, кто может нам в этом помочь. Однако эксперты разубедили нас в необходимости погружения. По их мнению, царское надгробие попало в море совершенно случайно.
Владимир Кузнецов, руководитель Фанагорийской археологической экспедиции Института археологии РАН нам сообщил следующую информацию: «Там был построен подводный фундамент для портового сооружения позднего времени, где – то начала четвёртого века н.э. и они собирали камни. Там дефицит камня на Таманском полуострове. И они собирали камни по всему городищу, выломали кусок надгробия, притащили его туда и вложили под водой в фундамент. И поэтому сохранилось это надгробие, иначе оно не дошло бы до нас».
Т.е. надгробный камень с могилы царицы оказался на дне морском, поскольку был перенесён из своего изначального места? Косвенным доказательством служит тот факт, что боковые грани надгробия обработаны довольно грубо. Что же, надгробие царицы делали спустя рукава? Нет, причина в другом.
Владимир Кузнецов продолжает свой рассказ нам: «Дело в том что, с лицевой задней стороны мрамор отшлифован, а с боков нет. Это означает, что там что – то было с боку и поскольку это верхняя часть, сверху была статуя, то она на чём-то стояла, снизу было какое – то сооружение. По всей видимости, это могло быть общее, какое-то большое надгробие».
Да, одинокая могила на дне бухты, это странно. Но можно предположить что, человек, допустим, завещал похоронить его таким образом. Но целый подводный некрополь, это уже как-то чересчур. Итак, жена Митридата была всё таки похоронена на суше, т.е. искать сокровища понтийского царя на дне морском бессмысленно, или нет?..
В 2012 году у берегов Фанагории был обнаружен античный корабль, позднее идентифицированный как берема Митридата Евпатора. Берема – гребной военный корабль с двумя видами вёсел. На сегодняшний день – это древнейшее судно такого типа, найденное на территории России. Любопытная деталь, судя по останкам, судно не затонуло, а сгорело.
Археолог Владимир Кузнецов рассказывает: «Мы нашли во время раскопок под водой корабль, который сгорел. Верхняя его часть сгорела и он затонул. Мы совершенно не могли определить ни дату корабля, очень приблизительно определяли от II века до н.э. и до первых веков н.э. И совсем недавно, совершенно неожиданно при доследовании корабля мы нашли таран. Это боевой таран, который крепился на носу этого судна боевого, а соответственно это боевое судно и когда он атаковал вражеский корабль, он тараном пробивал борт этого судна и оно тонуло. Но таран как таран, сама по себе находка очень редкая, но самое главное, что на ней был царский знак Митридата, полумесяц и звезда. Это говорит о том, что корабль принадлежал его флоту».
Что вообще Митридат со своей супругой делали здесь у берегов Фанагории и почему всё таки у царской жены было мужское имя? Но вот на этот вопрос, мне быть может удалось найти ответ. Римский историк Плутарх описывая одну из битв Митридата, отмечает, что всю битву подле царя находилась его супруга Гипсикратия, проявлявшая невероятное мужество и сносившая все лишения наравне с мужчинами. Она была одета в мужскую одежду, без устали скакала верхом и сражалась как доблестный воин. Ну про таких в народе ещё говорят: «Коня на скаку остановит». Так может быть поэтому Митридат свою боевую подругу называл мужским именем?
Но что, же митридатова амазонка делала в Фанагории? Возможно ключ к разгадке, то самое сгоревшее судно. Как мог сгореть античный боевой корабль? Неосторожное обращение с огнём? Маловероятно. Пожар, скорее всего успели бы потушить. Может быть виной всему знаменитый античный лазер, гигантские зеркала, якобы фокусировавшие солнечные лучи и поджигавшие корабли на расстоянии. Про подобный агрегат давно уже ходят легенды. Молва приписывает это изобретение Архимеду, но уж он в Фанагории точно не был. Но вот что важно. Это был боевой корабль. Вспомним, к примеру, каким образом окончился боевой путь первого русского военного корабля «Орёл». Во время восстания Степана Разина он был сожжён прямо в астраханском порту.
Что если в древней Фанагории тоже вспыхнул бунт? Античные историки эту догадку подтверждают. Римский историк Аппиан в своём сочинении «Митридатовы войны» рассказывает следующее: В 63 году до н.э. в Фанагории случилось восстание. Жители подожгли акрополь, где находились дети Митридата. Узнав об этом, Гипсикратия с отрядом поспешила на помощь, возможно на том самом корабле, но силы оказались не равны. В итоге корабль сожгли, а царских детей взяли в плен и впоследствии выдали римлянам.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Сколько работал в Фанагории, а я там работаю больше сорока лет, я никогда не знал где находится акрополь. Мы его искали, не могли найти. Потому что это место выделяющееся всегда, либо холм какой – то, либо укреплённое место. По иронии судьбы оказалось, что я всю жизнь работаю на акрополе. Вот сколько я работал там, я всё время практически работал на территории акрополя и понять мы это смогли потому что в один момент мы нашли очень большое здание, которое сгорело при сильном пожаре. Здание огромное, мы его до сих пор не исследовали до конца. Сильный пожар, датируется примерно монетами первого века до н.э. и понять что это такое невозможно абсолютно. Но потом при помощи скажем так внимательного анализа монет, которые мы нашли в огромном количестве в этом здании, мы пришли к выводу, что это здание, которое погибло в пожаре в 63 году до н.э. А раз так, значит мы находимся на акрополе. А раз так, это здание резиденция царя Митридата, в котором находились его дети. И стало это всё выстраиваться в очень интересную картинку».
Почему Гипсикратия примчалась во взбунтовавшийся город? Спасти царских детей, матерью которых она кстати не была, это были отпрыски Митридата от предыдущих жён. Возможно. Однако не исключено, что попутно она хотела спасти ещё и какие – то материальные ценности. Может быть золото Митридата? Его кстати ищут именно в Фанагории уже не одно столетие.
Сокровища в этих краях начали ещё искать при Александре I. В 1822 году здесь раскопали большой курган, внутри оказался богатый клад античных времён. После этого к фанагорийским курганам толпой «потекли» кладоискатели. Их стараниями был нанесён колоссальный ущерб местным культурным памятникам. Ведь каждый год, любители древностей сравнивали с землёй с десяток бесценных для науки курганов. При Александре II раскопками в Фанагории наконец занялись учёные, в частности знаменитый историк Иван Забелин, но и его методы были далеки от совершенства.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Иван Егорович Забелин специалист по русской истории и работал в Государственном музее нашем историческом, был очень заслуженным, уважаемым человеком. Но как археолог и как специально археолог античности он был не просто ноль, он нанёс огромный ущерб нам, потому что к несчастью, он копал как раз акрополь. Раскопки вёл он очень просто. Нанимались солдаты, они прокапывали траншеи, шириной скажем два – три метра, даже больше иногда, четыре – пять метров и прямо до материка, до песка всё сносили. На тачки грузили и вывозили, выбрасывали в отвал. Т.е. в процессе если что – то находили, монету например, терракотовые статуэтки или какие – то расписные черепочки, они всё это брали, но это всё было бессистемно. Вещь во время раскопок имеет ценность и значение прежде всего когда она найдена на своём месте, потому что она находится не просто в земле, но и внутри конкретного культурного слоя и имеет конкретную дату и относится к каким – то конкретным строительным остаткам. В этом смысл и значение. А то, что это красивый сосуд, золотая монета – это второе. Первое – это точная фиксация предмета. Вот он этого не делал. Значит, предметы теряют ценность сразу же, они становятся беспаспортными. Это уже неважно где оно найдено и на какой именно глубине, теряется всё. Это первое. Во вторых это бессмысленное уничтожение культурного слоя. А поскольку это самый центр города, это цитадель, акрополь, здесь сосредоточены общественные здания, вся политическая жизнь и все основные храмы может быть, то ущерб становится ещё более чувствительным и поэтому этот человек нанёс очень серьёзный ущерб».
В последствии за дело всё же взялись профессионалы и сегодня благодаря археологам, древняя Фанагория открывает всё новые и новые грани. Её окрестности уже довольно хорошо исследованы, но, ни могилы Митридата, ни его золотых коней там не нашли. Похоже искать следы легендарного понтийского царя следует не в Фанагории, а где то ещё.
Митридат VI Евпатор или Митридат Понтийский, легендарный правитель Понтийского царства о котором писали Плутарх, Страбон и даже Пушкин. Могила Митридата озарена сиянием заката. Могилу Митридата искали не одну сотню лет историки, археологи и просто любители древностей. И долгожданная находка российских учёных должна была навести на след. Смущало только одно обстоятельство: Гипсикрат – мужское имя. Как же такое может быть? Археологи недоумевали.
Не менее удивителен и тот факт, что надгробие было найдено под водой. Быть может жители древней Фанагории хоронили своих умерших на дне морском? Но нет, археологи позже обнаружили останки фанагорийского некрополя. Он, как и положено находился на берегу. Выходит для царской жены с мужским именем сделали исключение? Почему? Но самый интересный вопрос, что вообще супруга Митридата делала в Фанагории?
Понтийское царство располагалось на севере современной Турции. Столицей был город Синоп, тот самый, в чьей гавани много веков спустя Нахимов разгромил турецкий флот, а Фанагория – это Керченский пролив. От одной точки до другой четыреста километров моря. В античные времена царские жёны так далеко от мужей не уплывали. Что же за человек был понтийский царь Митридат?
«А из тумана выходит кто – то очень знакомый. Да это же понтийский царь Митридат, а в руке у него ножик. Зачем тебе ножик спрашиваю я? А он отвечает: «Как зачем? Резать тебя. Вот зачем». И тут меня пронзило в левый бок, потом в правый и я начал биться от боли по всему перрону». Это цитата из поэмы «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева. В ней герой встречает античного правителя прямо в подмосковной электричке. Неуёмная фантазия автора? Безусловно. Но вот что интересно, Митридат действительно имел особенность появляться там, где его совсем не ждали. Митридат был вообще поразительной личностью.
Напротив имени Митридата Евпатора в исторических энциклопедиях стоит несколько странное словосочетание: «царь Понта». Понтом в древности называли Чёрное море, т.е. получается царь Чёрного моря? Сразу представляется эдакий Нептун с трезубцем. Понтийское царство в период своего расцвета и в самом деле подчинило себе значительную часть черноморского побережья. Причём расцвет этот случился именно при Митридате. Так что действительно: царь Черномор.
По легенде царь Черномор был настолько богат, что его сокровищницу украшал конь в натуральную величину, сделанный из чистого золота. Некоторые источники даже утверждают, что это даже был не конь, а четвёрка лошадей, запряжённая в колесницу и всё из чистого золота. Причём после смерти Митридата этих коней никто не видел. Говорят, что царь захватил сокровища с собой в могилу, т.е. золотых коней похоронили вместе с ним. Но где находится могила Митридата? Разыскав её, мы получим шанс найти и сокровища понтийского царя. Уникальный артефакт античной культуры.
Армавирское местное отделение русского географического общества (РГО) отправляется в экспедицию в поисках сокровищ Митридата на Таманский полуостров. Первое что нам приходит в голову, может поискать могилу мужа рядом с могилой жены? Т.е. рискнём предположить, что могила Митридата на дне фанагорийской бухты и где – то по близости лежат царские сокровища. Но чтобы их найти, нам придёться тщательно обследовать бухту, а это очень не просто.
Дело в том, что у фанагорийской бухты весьма специфический рельеф дна и для его исследования здесь требуется специальное оборудование. Попробуем проконсультироваться с экспертами и выяснить, кто может нам в этом помочь. Однако эксперты разубедили нас в необходимости погружения. По их мнению, царское надгробие попало в море совершенно случайно.
Владимир Кузнецов, руководитель Фанагорийской археологической экспедиции Института археологии РАН нам сообщил следующую информацию: «Там был построен подводный фундамент для портового сооружения позднего времени, где – то начала четвёртого века н.э. и они собирали камни. Там дефицит камня на Таманском полуострове. И они собирали камни по всему городищу, выломали кусок надгробия, притащили его туда и вложили под водой в фундамент. И поэтому сохранилось это надгробие, иначе оно не дошло бы до нас».
Т.е. надгробный камень с могилы царицы оказался на дне морском, поскольку был перенесён из своего изначального места? Косвенным доказательством служит тот факт, что боковые грани надгробия обработаны довольно грубо. Что же, надгробие царицы делали спустя рукава? Нет, причина в другом.
Владимир Кузнецов продолжает свой рассказ нам: «Дело в том что, с лицевой задней стороны мрамор отшлифован, а с боков нет. Это означает, что там что – то было с боку и поскольку это верхняя часть, сверху была статуя, то она на чём-то стояла, снизу было какое – то сооружение. По всей видимости, это могло быть общее, какое-то большое надгробие».
Да, одинокая могила на дне бухты, это странно. Но можно предположить что, человек, допустим, завещал похоронить его таким образом. Но целый подводный некрополь, это уже как-то чересчур. Итак, жена Митридата была всё таки похоронена на суше, т.е. искать сокровища понтийского царя на дне морском бессмысленно, или нет?..
В 2012 году у берегов Фанагории был обнаружен античный корабль, позднее идентифицированный как берема Митридата Евпатора. Берема – гребной военный корабль с двумя видами вёсел. На сегодняшний день – это древнейшее судно такого типа, найденное на территории России. Любопытная деталь, судя по останкам, судно не затонуло, а сгорело.
Археолог Владимир Кузнецов рассказывает: «Мы нашли во время раскопок под водой корабль, который сгорел. Верхняя его часть сгорела и он затонул. Мы совершенно не могли определить ни дату корабля, очень приблизительно определяли от II века до н.э. и до первых веков н.э. И совсем недавно, совершенно неожиданно при доследовании корабля мы нашли таран. Это боевой таран, который крепился на носу этого судна боевого, а соответственно это боевое судно и когда он атаковал вражеский корабль, он тараном пробивал борт этого судна и оно тонуло. Но таран как таран, сама по себе находка очень редкая, но самое главное, что на ней был царский знак Митридата, полумесяц и звезда. Это говорит о том, что корабль принадлежал его флоту».
Что вообще Митридат со своей супругой делали здесь у берегов Фанагории и почему всё таки у царской жены было мужское имя? Но вот на этот вопрос, мне быть может удалось найти ответ. Римский историк Плутарх описывая одну из битв Митридата, отмечает, что всю битву подле царя находилась его супруга Гипсикратия, проявлявшая невероятное мужество и сносившая все лишения наравне с мужчинами. Она была одета в мужскую одежду, без устали скакала верхом и сражалась как доблестный воин. Ну про таких в народе ещё говорят: «Коня на скаку остановит». Так может быть поэтому Митридат свою боевую подругу называл мужским именем?
Но что, же митридатова амазонка делала в Фанагории? Возможно ключ к разгадке, то самое сгоревшее судно. Как мог сгореть античный боевой корабль? Неосторожное обращение с огнём? Маловероятно. Пожар, скорее всего успели бы потушить. Может быть виной всему знаменитый античный лазер, гигантские зеркала, якобы фокусировавшие солнечные лучи и поджигавшие корабли на расстоянии. Про подобный агрегат давно уже ходят легенды. Молва приписывает это изобретение Архимеду, но уж он в Фанагории точно не был. Но вот что важно. Это был боевой корабль. Вспомним, к примеру, каким образом окончился боевой путь первого русского военного корабля «Орёл». Во время восстания Степана Разина он был сожжён прямо в астраханском порту.
Что если в древней Фанагории тоже вспыхнул бунт? Античные историки эту догадку подтверждают. Римский историк Аппиан в своём сочинении «Митридатовы войны» рассказывает следующее: В 63 году до н.э. в Фанагории случилось восстание. Жители подожгли акрополь, где находились дети Митридата. Узнав об этом, Гипсикратия с отрядом поспешила на помощь, возможно на том самом корабле, но силы оказались не равны. В итоге корабль сожгли, а царских детей взяли в плен и впоследствии выдали римлянам.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Сколько работал в Фанагории, а я там работаю больше сорока лет, я никогда не знал где находится акрополь. Мы его искали, не могли найти. Потому что это место выделяющееся всегда, либо холм какой – то, либо укреплённое место. По иронии судьбы оказалось, что я всю жизнь работаю на акрополе. Вот сколько я работал там, я всё время практически работал на территории акрополя и понять мы это смогли потому что в один момент мы нашли очень большое здание, которое сгорело при сильном пожаре. Здание огромное, мы его до сих пор не исследовали до конца. Сильный пожар, датируется примерно монетами первого века до н.э. и понять что это такое невозможно абсолютно. Но потом при помощи скажем так внимательного анализа монет, которые мы нашли в огромном количестве в этом здании, мы пришли к выводу, что это здание, которое погибло в пожаре в 63 году до н.э. А раз так, значит мы находимся на акрополе. А раз так, это здание резиденция царя Митридата, в котором находились его дети. И стало это всё выстраиваться в очень интересную картинку».
Почему Гипсикратия примчалась во взбунтовавшийся город? Спасти царских детей, матерью которых она кстати не была, это были отпрыски Митридата от предыдущих жён. Возможно. Однако не исключено, что попутно она хотела спасти ещё и какие – то материальные ценности. Может быть золото Митридата? Его кстати ищут именно в Фанагории уже не одно столетие.
Сокровища в этих краях начали ещё искать при Александре I. В 1822 году здесь раскопали большой курган, внутри оказался богатый клад античных времён. После этого к фанагорийским курганам толпой «потекли» кладоискатели. Их стараниями был нанесён колоссальный ущерб местным культурным памятникам. Ведь каждый год, любители древностей сравнивали с землёй с десяток бесценных для науки курганов. При Александре II раскопками в Фанагории наконец занялись учёные, в частности знаменитый историк Иван Забелин, но и его методы были далеки от совершенства.
Владимир Кузнецов рассказывает: «Иван Егорович Забелин специалист по русской истории и работал в Государственном музее нашем историческом, был очень заслуженным, уважаемым человеком. Но как археолог и как специально археолог античности он был не просто ноль, он нанёс огромный ущерб нам, потому что к несчастью, он копал как раз акрополь. Раскопки вёл он очень просто. Нанимались солдаты, они прокапывали траншеи, шириной скажем два – три метра, даже больше иногда, четыре – пять метров и прямо до материка, до песка всё сносили. На тачки грузили и вывозили, выбрасывали в отвал. Т.е. в процессе если что – то находили, монету например, терракотовые статуэтки или какие – то расписные черепочки, они всё это брали, но это всё было бессистемно. Вещь во время раскопок имеет ценность и значение прежде всего когда она найдена на своём месте, потому что она находится не просто в земле, но и внутри конкретного культурного слоя и имеет конкретную дату и относится к каким – то конкретным строительным остаткам. В этом смысл и значение. А то, что это красивый сосуд, золотая монета – это второе. Первое – это точная фиксация предмета. Вот он этого не делал. Значит, предметы теряют ценность сразу же, они становятся беспаспортными. Это уже неважно где оно найдено и на какой именно глубине, теряется всё. Это первое. Во вторых это бессмысленное уничтожение культурного слоя. А поскольку это самый центр города, это цитадель, акрополь, здесь сосредоточены общественные здания, вся политическая жизнь и все основные храмы может быть, то ущерб становится ещё более чувствительным и поэтому этот человек нанёс очень серьёзный ущерб».
В последствии за дело всё же взялись профессионалы и сегодня благодаря археологам, древняя Фанагория открывает всё новые и новые грани. Её окрестности уже довольно хорошо исследованы, но, ни могилы Митридата, ни его золотых коней там не нашли. Похоже искать следы легендарного понтийского царя следует не в Фанагории, а где то ещё.
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно