ОПОЗНАННЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ

24 апреля 2006
1
18116
Другие миры
В ведическом обществе считали, что путешествие в другие миры - возможно. Сюда входили путешествия в другие звездные системы, путешествия в более высокие измерения или путешествия в области высоких измерений других звездных систем. Считалось также, что возможно покинуть материальную вселенную в целом и перенестись в различные уровни трансцендентальных миров.
Когда в ведической литературе заходит речь о подобных путешествиях, то геометрические термины вроде "более высокие измерения" или "другие планеты" не употребляются. Путешествия в другие миры описываются скорее функционально, в терминах опыта путешественника, и современному читателю необходимо принимать во внимание, что это путешествие есть нечто большее, нежели передвижение в трехмерном пространстве. Поскольку люди в современном обществе привыкли думать, что путешествие непременно происходит в трех измерениях, то я буду применять термин "многомерность" по отношению к ведическим отчетам, которые нельзя понять в трехмерных терминах.
Можно возразить: люди в древней Индии несомненно имели очень наивные и ненаучные представления о звездах и планетах, а, следовательно, нет смысла полагать, что они действительно могли вступать в контакты с существами из подобных мест. Отвечу следующее: ведическое описание вселенной кажется людям с западным образованием весьма странным и мифологичным лишь потому, что содержит множество идей, совершенно несопоставимых с привычными западными концепциями. Однако есть там и немало представлений о вселенной, которые разделяет современная наука.
Рассмотрим, к примеру, следующее описание путешествия героя Арджуны в область звезд:
Там не светили ни огонь, ни солнце, ни луна, но [все] сияло собственным [внутренним] светом, который обретается святостью. Те сияющие [тела], которые отсюда наблюдаем мы в виде звезд и которые, хоть и огромны, из-за удаленности своей [кажутся] крошечными, как огоньки светильников, увидел Панадава во всей красоте их, в ярком свечении, каждое в своем небесном доме, сияющее собственным [внутренним светом]. Сотнями сонмов парили там [в воздухе] святые царственные мудрецы, сиддхи, герои, павшие на поле брани, и те, кто завоевал себе небо подвижничеством, [а также] тысячи гандхарвов, чей пыл духовный пламенел, как солнце, множества гухьяков, святых мужей и апсар.
Видя [различные] миры, сиявшие собственным светом, исполнился изумления Пхальгуна и дружески попросил разъяснения у Матали. Тот отвечал ему: "Это благочестивые мужи, о Партха, пребывающие в своих небесных домах, те самые, владыка, которых как звезды наблюдал ты с земли!"1
В этом отрывке смешаны хорошо известные и незнакомые нам элементы. Если мы отправимся в путешествие к звездам и окажемся вдали от солнца и луны, то естественно ожидать, что они будут нам не видны. Мы считаем также, что звезды - это огромные, светящиеся сами собой миры, которые кажутся маленькими из-за большого до них расстояния. Однако, мы не ожидаем найти живущих на них "людей, совершающих святые деяния", и для нас было бы странным относиться к звездам как к людям. Кажется, что для ведических текстов привычно относится к звезде как к некоей личности, и эта личность обычно является правителем этой звезды или ее господствующим обитателем.
Можно также возразить, что Земля в древней Индии считалась плоской. В действительности, в ведической литературе описаны два представления о Земле. В астрономическом тексте "Сурья-сиддханта", написанном на санскрите, Земля описывалась как шар диаметром в 1600 йоджан.2 Йоджана - мера, которой измерялись расстояния, и можно доказать, что в этом тексте одной йоджане сооветствует примерно пять миль. Таким образом, согласно "Сурья-сиддханта", диаметр земли составляет около 8000 миль, что вполне соответствует современным цифрам. В этом же тексте указывается диаметр луны - 480 йоджан или 2400 миль. Это сравнимо с современной цифрой - 2160 миль.3
Земля описывается также как плоский диск диаметром 500000000 йоджан, называемый Бху-мандала. Однако, внимательное изучение ведических текстов показывает, что в действительности эта "земля" соответствует плоскости эклиптики.4 Этот план определяет, с геоцентрической точки зрения, орбиту солнца вокруг земли. Он, разумеется, является плоским, и ведическая литература говорит о плоской земле только в этом единственном смысле. Таким образом, следует иметь в виду, что в ведических текстах под термином "Земля" далеко не всегда подразумевается маленький земной шар.
Информация