Наследники каменного века
Не секрет, что на заре цивилизации люди не знали иных способов добычи пропитания, кроме охоты и собирательства. Нашим далеким предкам этого вполне хватало, ведь в каменном веке на планете обитали лишь около двухсот тысяч человек. Со временем были открыты земледелие, животноводство и иные области сельского хозяйства, которые в современном мире позволяют удовлетворить пищевые запросы миллиардов людей. Но мир велик, и для некоторых его обитателей традиции предков – святы. Племена бушменов, живущие в основном на юге Африки, и по сей день охотятся и собирают съедобные коренья, подобно первобытным людям. Они знают, что есть альтернатива, но предпочитают идти своим путем.
Чужие на своей земле
Слово «бушмен» (англ. «bushman») переводится как «человек (из) кустов». Это наименование считается оскорбительным, хотя сами бушмены, как правило, не обижаются. Странное прозвище они получили от голландских колонистов, прибывших в Африку во второй половине XVII века. Любопытно, что самоназвания у бушменов нет, а распространенное слово, которым их кличут соседи из ЮАР, – «сан» - тоже является прозвищем, пожалуй, даже более обидным. Оно означает «пришлый, чужак». При том, что бушмены – что ни на есть коренные обитатели Африканского континента, в отличие от большей части современного населения.
Судите сами – племена «людей кустарника» появились на юге Африки около двадцати тысяч лет назад, и свободно жили там вплоть до XV века. Постепенно на их территории приходили другие, более многочисленные и воинственные племена, такие как гереро и овамбо, а затем и поселенцы из Европы, которые безжалостно изгоняли и порабощали мирных бушменов. Те, предпочитая избегать конфликтов, отступали все дальше и дальше в менее плодородные земли, пока не оказались там, где они существуют сейчас, – в пустынях Калахари и Намиб.
За дедушку, за бабушку
Для современного человека право на частную собственность – вещь достаточно очевидная. Но представьте себе, что вы живете в обществе с первобытным строем, не знающем иной жизни кроме кочевания по полупустынной местности и охоты на немногочисленную дичь. Бушмены считали: все, что растет и пасется в пределах их территории, принадлежит абсолютно всем, и охотились на фермерских коров, как на диких. Это была одна из причин, почему иные племена и колонисты истребляли бушменов, причем иногда счет доходил до тридцати человек за одну убитую корову. «Люди кустарника» не понимали, за что принимают смерть, настолько их осознание мира отличалось от нашего.
Может показаться, что бушмены – несчастный народ, погрязший в трясине никому не нужных традиций, но есть и другая точка зрения. Лоренс Ван дер Пост, африканский писатель XX века, долго изучал быт и культуру бушменов и писал о них следующее: «Первый человек был удивительно близок к природе. Не было такого места, где бы он чувствовал себя чужим. У него не было — и нет, по моим наблюдениям, — этого ужасного ощущения отчуждения, изоляции, бессмысленности существования, которое так свойственно современному человеку на Западе. Куда бы он ни пошел, он был как у себя дома, и, более того, чувствовал, что он свой. Мы сегодня убеждены, что у нас есть знание, мы — раса всезнаек. Но лишь немногие могут похвалиться, что обладают ощущением, что они на своем месте. А этого маленького человека знали все вокруг: деревья и звери знали его, а он - их, звезды знали его./…/Он не имел ни королей, ни предводителей. Он жил как равноправный член небольшой группы людей и не знал деления на нации. Самыми главными людьми для него были дедушка и бабушка».
Охотники и сказители
Кроме обычаев, существующих у бушменов с незапамятных времен, сохранилось множество сказаний и легенд, передающихся из поколения в поколение. Устно, разумеется. О чем они? О Луне и ветре, страусах и богомолах, пчелах и дикобразах. О самих бушменах и их общении с природой. К примеру, предание о добыче огня гласит: «Однажды человек почувствовал около гнезда страуса дивный запах и решил проверить, в чем дело. Спрятавшись неподалеку, он обнаружил, что страус, поднимая крыло, выпускает из-под него язык пламени и таким образом готовит себе пищу. Хитрый человек заманил страуса к сливовому кусту, и пока тот лакомился плодами, похитил у него огонь. С тех пор страусы не летают, боясь поднять крылья и потерять тот крохотный огонек, что у них остался».
Удивительно, что профессии рассказчика, сказителя у бушменов не существует. Каждый член племени обязан знать десяток-другой легенд, и при случае способен поделиться ими. Охотничий лук, натянутый с помощью волос животных и прикрепленной к нему пустой дыней, превращается в музыкальный инструмент, а охотник – в искусного барда. Не это ли признак по-настоящему продвинутой культуры?
Главное - выжить
Впрочем, сказаниями и песнями сыт не будешь, особенно если вокруг – пустыня. За долгие тысячи лет бушмены отточили искусство выживания до предела, и способны выдержать любые испытания. Мужчины, отправляясь на охоту, используют силки и капканы, основное их оружие – лук с ядовитыми стрелами. Вообще в том, что касается ядов и противоядий, бушмены – величайшие мастера. Некоторые из них специально глотают яд змей и скорпионов, чтобы выработать к ним иммунитет. При этом каждый человек племени знает, корень какого растения надо использовать при серьезном отравлении и как высосать яд из раны, если понадобится. Кроме обширных познаний в лекарственных растениях, бушменам помогает выжить невероятно крепкий организм, который они, к тому же, закаливают всю жизнь. Один из путешественников по Африке вспоминает случай, когда раненого в живот бушмена его товарищи несли на самодельных носилках «семь лун» (семь суток). Оперировать его удалось лишь через двадцать часов после того, как они достигли больницы. Хирург сказал, что после такого ранения белый человек умер бы в первый же день. А бушмен легко перенес операцию, и через две недели уже был среди выздоравливающих.
Носители древней крови
Почему же бушмены так сильно отличаются даже от соседних негроидных племен, населяющих южную Африку? Ученые недавно смогли дать ответ на этот вопрос. Оказывается, различия в быту и культуре во многом продиктованы особенностью генетического кода «людей кустарника». В изучении его приняли участие специалисты из множества университетов и компании со всех уголков света. Взяли материал для исследования у четырех вождей бушменских племен и обнаружили невероятное: геном бушменов – древнейший из всех известных. Анализ показал более 1,3 млн уникальных фрагментов, которые ранее никогда не наблюдали у других людей! Так что, по сути, племена бушменов действительно наиболее близки к нашим далеким предкам, первым людям на Земле, буквально по крови и плоти. Тем печальней тот факт, что за последние несколько веков численность кустарникового народа сократилась с полумиллиона до менее чем ста тысяч человек.
Впрочем, оставшиеся племена находятся под защитой ЮНЕСКО и живут в относительном спокойствии. Их земли посещают ученые и туристы, но сами бушмены не против. Они считают, что все дети матери-Природы имеют право пользоваться ее плодами, и в чем-то совсем недалеки от истины. Остается надеяться, что их уникальная культура сможет сохраниться в нашем изменчивом мире.
Чужие на своей земле
Слово «бушмен» (англ. «bushman») переводится как «человек (из) кустов». Это наименование считается оскорбительным, хотя сами бушмены, как правило, не обижаются. Странное прозвище они получили от голландских колонистов, прибывших в Африку во второй половине XVII века. Любопытно, что самоназвания у бушменов нет, а распространенное слово, которым их кличут соседи из ЮАР, – «сан» - тоже является прозвищем, пожалуй, даже более обидным. Оно означает «пришлый, чужак». При том, что бушмены – что ни на есть коренные обитатели Африканского континента, в отличие от большей части современного населения.
Судите сами – племена «людей кустарника» появились на юге Африки около двадцати тысяч лет назад, и свободно жили там вплоть до XV века. Постепенно на их территории приходили другие, более многочисленные и воинственные племена, такие как гереро и овамбо, а затем и поселенцы из Европы, которые безжалостно изгоняли и порабощали мирных бушменов. Те, предпочитая избегать конфликтов, отступали все дальше и дальше в менее плодородные земли, пока не оказались там, где они существуют сейчас, – в пустынях Калахари и Намиб.
За дедушку, за бабушку
Для современного человека право на частную собственность – вещь достаточно очевидная. Но представьте себе, что вы живете в обществе с первобытным строем, не знающем иной жизни кроме кочевания по полупустынной местности и охоты на немногочисленную дичь. Бушмены считали: все, что растет и пасется в пределах их территории, принадлежит абсолютно всем, и охотились на фермерских коров, как на диких. Это была одна из причин, почему иные племена и колонисты истребляли бушменов, причем иногда счет доходил до тридцати человек за одну убитую корову. «Люди кустарника» не понимали, за что принимают смерть, настолько их осознание мира отличалось от нашего.
Может показаться, что бушмены – несчастный народ, погрязший в трясине никому не нужных традиций, но есть и другая точка зрения. Лоренс Ван дер Пост, африканский писатель XX века, долго изучал быт и культуру бушменов и писал о них следующее: «Первый человек был удивительно близок к природе. Не было такого места, где бы он чувствовал себя чужим. У него не было — и нет, по моим наблюдениям, — этого ужасного ощущения отчуждения, изоляции, бессмысленности существования, которое так свойственно современному человеку на Западе. Куда бы он ни пошел, он был как у себя дома, и, более того, чувствовал, что он свой. Мы сегодня убеждены, что у нас есть знание, мы — раса всезнаек. Но лишь немногие могут похвалиться, что обладают ощущением, что они на своем месте. А этого маленького человека знали все вокруг: деревья и звери знали его, а он - их, звезды знали его./…/Он не имел ни королей, ни предводителей. Он жил как равноправный член небольшой группы людей и не знал деления на нации. Самыми главными людьми для него были дедушка и бабушка».
Охотники и сказители
Кроме обычаев, существующих у бушменов с незапамятных времен, сохранилось множество сказаний и легенд, передающихся из поколения в поколение. Устно, разумеется. О чем они? О Луне и ветре, страусах и богомолах, пчелах и дикобразах. О самих бушменах и их общении с природой. К примеру, предание о добыче огня гласит: «Однажды человек почувствовал около гнезда страуса дивный запах и решил проверить, в чем дело. Спрятавшись неподалеку, он обнаружил, что страус, поднимая крыло, выпускает из-под него язык пламени и таким образом готовит себе пищу. Хитрый человек заманил страуса к сливовому кусту, и пока тот лакомился плодами, похитил у него огонь. С тех пор страусы не летают, боясь поднять крылья и потерять тот крохотный огонек, что у них остался».
Удивительно, что профессии рассказчика, сказителя у бушменов не существует. Каждый член племени обязан знать десяток-другой легенд, и при случае способен поделиться ими. Охотничий лук, натянутый с помощью волос животных и прикрепленной к нему пустой дыней, превращается в музыкальный инструмент, а охотник – в искусного барда. Не это ли признак по-настоящему продвинутой культуры?
Главное - выжить
Впрочем, сказаниями и песнями сыт не будешь, особенно если вокруг – пустыня. За долгие тысячи лет бушмены отточили искусство выживания до предела, и способны выдержать любые испытания. Мужчины, отправляясь на охоту, используют силки и капканы, основное их оружие – лук с ядовитыми стрелами. Вообще в том, что касается ядов и противоядий, бушмены – величайшие мастера. Некоторые из них специально глотают яд змей и скорпионов, чтобы выработать к ним иммунитет. При этом каждый человек племени знает, корень какого растения надо использовать при серьезном отравлении и как высосать яд из раны, если понадобится. Кроме обширных познаний в лекарственных растениях, бушменам помогает выжить невероятно крепкий организм, который они, к тому же, закаливают всю жизнь. Один из путешественников по Африке вспоминает случай, когда раненого в живот бушмена его товарищи несли на самодельных носилках «семь лун» (семь суток). Оперировать его удалось лишь через двадцать часов после того, как они достигли больницы. Хирург сказал, что после такого ранения белый человек умер бы в первый же день. А бушмен легко перенес операцию, и через две недели уже был среди выздоравливающих.
Носители древней крови
Почему же бушмены так сильно отличаются даже от соседних негроидных племен, населяющих южную Африку? Ученые недавно смогли дать ответ на этот вопрос. Оказывается, различия в быту и культуре во многом продиктованы особенностью генетического кода «людей кустарника». В изучении его приняли участие специалисты из множества университетов и компании со всех уголков света. Взяли материал для исследования у четырех вождей бушменских племен и обнаружили невероятное: геном бушменов – древнейший из всех известных. Анализ показал более 1,3 млн уникальных фрагментов, которые ранее никогда не наблюдали у других людей! Так что, по сути, племена бушменов действительно наиболее близки к нашим далеким предкам, первым людям на Земле, буквально по крови и плоти. Тем печальней тот факт, что за последние несколько веков численность кустарникового народа сократилась с полумиллиона до менее чем ста тысяч человек.
Впрочем, оставшиеся племена находятся под защитой ЮНЕСКО и живут в относительном спокойствии. Их земли посещают ученые и туристы, но сами бушмены не против. Они считают, что все дети матери-Природы имеют право пользоваться ее плодами, и в чем-то совсем недалеки от истины. Остается надеяться, что их уникальная культура сможет сохраниться в нашем изменчивом мире.
Информация
Добавить комментарий
Главное
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:
Подписка на рассылку:
Группы в социальных сетях:
Это интересно