Просмотр темы

Как выглядел Иисус Христос?

piskunova
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о внешности Иисуса исторически складывались под сильным влиянием определенных факторов. Вот почему художники так по-разному изображают его на своих полотнах. Первые два фактора — культура страны и период времени, к которому относится данное произведение искусства. К тому же верования художников и тех, по чьему заказу были выполнены картины, тоже влияли на создаваемый образ Иисуса. На протяжении веков великие художники, такие, как Микеланджело, Рембрандт и Рубенс, делали большой акцент на внешности Иисуса. Пронизанные символикой и мистицизмом, их работы формировали представления многих о том, каким был Иисус. Но на чем основывался такой образ Иисуса? Исторически сложившиеся взгляды До правления римского императора Константина, жившего приблизительно с 280 по 337 год н. э., в своих работах художники часто изображали Иисуса юношей, «добрым пастырем», с короткими или длинными кудрявыми волосами. Но вот что об этом говорится в одной книге об искусстве: «Образ доброго пастыря корнями уходит в [языческое] древнегреческое и даже египетское искусство, но впоследствии он стал представлять собой верного защитника христианского стада» («Art through the Ages»). Со временем языческие корни стали еще очевиднее. «В Иисусе,— сказано в той же книге,— мы легко узнаем знакомые божества, которым поклонялись в странах Средиземноморья, особенно Гелиоса (Аполлона), бога солнца [его нимб стали позже изображать у Иисуса, а затем у «святых»], или его более поздний восточный вариант в римской мифологии — Sol Invictus (Непобедимое солнце)». В мавзолее, обнаруженном под собором святого Петра в Риме, Иисус изображен как Аполлон, «погоняющий скачущих по небу коней, запряженных в колесницу солнца». Однако представления о Христе как о юноше господствовали недолго. Адольф Дидрон в своей книге «Христианская иконография» («Christian Iconography») пишет об этом так: «Чем старше становилось само христианство, тем образ юноши-Христа с веками все более „старел“». В одном тексте, датируемом XIII веком и написанном, по предположениям, неким Публием Лентулием Римскому Сенату, дается описание внешности Иисуса: «Волосы цвета неспелого ореха [светло-каштановые], гладкие, разделенные на прямой пробор, у ушей образовывали более темные, блестящие локоны и волной падали на плечи... усы и борода, недлинная, немного раздвоенная, были того же цвета, что и волосы... глаза серые... и ясные». Этот вымышленный портрет позднее повлиял на творчество многих художников. В «Новой католической энциклопедии» говорится: «Каждая эпоха создавала свой, близкий ей образ Христа». Не только эпохи, но также национальные и религиозные особенности наложили свой отпечаток на представления людей о том, как выглядел Христос. В той же энциклопедии отмечается, что изображения, используемые там, где проповедовали миссионеры,— в Африке, Северной и Южной Америке и Азии — представляли западноевропейский образ Христа с длинными волосами, но иногда к этому портрету примешивались «типичные национальные черты». У протестантов тоже были свои художники, и те изображали Христа по-своему. Ф. М. Годфри в своей книге «Христос и апостолы — меняющиеся образы в религиозной живописи» («Christ and Apostles— Changing Forms of Religeous Imagery») пишет: «Трагический образ Христа Рембрандта отражает дух протестантизма: печальный, призрачный и строгий... он олицетворяет самоотреченность и глубину внутреннего мира протестантской души». По мнению Годфри, этот дух очевиден в его «изможденной фигуре аскета, в „смирении, страдании и строгости“, с которым [Рембрандт] ассоциирует христианский эпос». Но образ хилого, женоподобного и печального Христа с длинными волосами и с нимбом, преобладающий в творчестве художников христианского мира, не соответствует истине. В действительности такое представление не имеет ничего общего с тем, что говорит Библия об Иисусе.
ladosha
Не думаю, что внешность имеет какое-либо значение для кого-то, кроме древних схоластов. Им делать было нечего, вот и устраивали дискуссии на тему "Был ли у Христа пупок?"(я не шучу). Для любого христианина важен смысл, суть Учения, а не цвет глаз Учителя.
piskunova
Что говорит Библия о внешности Иисуса Как «Агнец Божий» Иисус был совершенен, поэтому, несомненно, он обладал привлекательной внешностью (Иоанна 1:29; Евреям 7:26). И, безусловно, он не был вечно печальным, как представляют его многие художники. Хотя ему пришлось многое пережить, в общем он совершенным образом отражал настрой своего Отца, «счастливого Бога» (1 Тимофею 1:11, НМ; Луки 10:21; Евреям 1:3). Носил ли Иисус длинные волосы? Только лишь назореи не стригли волосы и не пили вино, но Иисус не давал обет назорейства. Поэтому его волосы были аккуратно подстрижены, как у всех еврейских мужчин (Числа 6:2—7). Ему доставляло удовольствие выпить немного вина с друзьями, а это доказывает, что он умел радоваться жизни (Луки 7:34). Он даже чудом превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской (Иоанна 2:1—11). И, очевидно, Иисус носил бороду, на что указывает пророчество о его страданиях (Исаия 50:6, СоП). А какие у него были черты лица и цвет кожи? Вероятно, как у семитских народов. Должно быть, он был похож на свою мать, Марию, которая была еврейкой. Ее предки были из еврейского колена Иуды. Поэтому, вероятно, черты лица и цвет кожи у Иисуса были такие же, как у большинства евреев. Даже среди своих апостолов Иисус внешне не очень выделялся, так как его предателю, Иуде, пришлось поцелуем указать на него врагам. Таким образом, Иисус мог легко слиться с толпой. И он по крайней мере однажды так и сделал, когда, никем не замеченный, пришел из Галилеи в Иерусалим (Марка 14:44; Иоанна 7:10, 11). Некоторые считают, однако, что Иисус не был физически крепким. Почему? Во-первых, ему потребовалась помощь, чтобы нести столб мучений. Во-вторых, из троих распятых мужчин он умер первым (Луки 23:26; Иоанна 19:17, 32, 33).
piskunova
Иисус не был физически слабым В противоположность традиционным представлениям, Библия не говорит о том, что Иисус был физически слабым или женоподобным. Наоборот, в ней указывается, что в юношестве он «преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Луки 2:52). Большую часть из своих 30 лет он был плотником. А это ремесло не для изнеженных и слабых, тем более что в то время не было современных приспособлений, облегчающих труд (Марка 6:3). Кроме того, Иисус выгнал скот и меновщиков из храма, перевернув столы меновщиков (Иоанна 2:14, 15). Это также показывает, что он был физически крепким мужчиной. В течение последних трех с половиной лет своей жизни Иисус прошел пешком сотни километров, проповедуя людям. И ученики никогда не предлагали ему ‘немного отдохнуть’. Напротив, Иисус сам предлагал это им, а некоторые из них были выносливыми рыбаками: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Марка 6:31). Как утверждает «Энциклопедия» Макклинтока и Стронга, «все повествование Евангелий указывает на то, что [Иисус] имел крепкое здоровье и был полон сил». Почему же тогда ему потребовалась помощь, чтобы нести столб мучений, и почему он умер первым из всех распятых узников? Одна причина — огромный стресс. Незадолго до своей казни Иисус воскликнул: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Луки 12:50). В последнюю ночь это томление перешло в страшные муки: «В мучениях еще усерднее молился Он. И, словно капли крови, падал на землю пот Его» (Луки 22:44, СоП). Иисус знал, что надежда всего человечества на вечную жизнь зависела от того, сохранит ли он непорочность до смерти. Какой эмоциональный груз! (Матфея 20:18, 19, 28). Он также знал, что будет «проклят» самим народом Бога и казнен как последний преступник. Поэтому его мучила мысль о том, что это навлечет позор на имя его Отца (Галатам 3:13; Псалом 39:7, 8; Деяния 8:32). После того как он был предан Иудой, с ним не раз жестоко обращались. Глубоко за полночь представители высшей иудейской власти учинили над ним судилище, насмехались над ним, плевали в него и избивали его кулаками. Рано утром его вновь ждало испытание, когда враги пытались придать ночному судилищу законный вид. Иисуса допрашивал Пилат, затем Ирод, который вместе со своими солдатами издевался над ним; затем его вновь привели к Пилату. В конце концов Пилат приказал избить его плетью. Но это не была обыкновенная порка. В «Журнале американской медицинской ассоциации» римская практика бичевания описывается следующим образом: «Обычным орудием была короткая плеть... из нескольких отдельных или перевитых кожаных ремней разной длины, к которым, на некотором расстоянии друг от друга, были привязаны небольшие железные шарики или острые куски овечьих костей... Поскольку римские солдаты многократно изо всей силы ударяли по спине жертвы, железные шарики причиняли глубокие ушибы, а кожаные ремни и овечьи кости врезались в кожу и подкожные ткани. Чем дольше продолжалась порка, тем глубже происходил разрыв тканей, затрагивая внутренние скелетные мышцы и образуя дрожащие обрывки кровоточащего мяса». Силы Иисуса уже были значительно подорваны долгими испытаниями, поэтому он не вынес тяжести столба мучений. В «Журнале американской медицинской ассоциации» также говорится: «Физические и эмоциональные издевательства евреев и римлян, а кроме того жажда, голод и недостаток сна сыграли свою роль, вследствие чего силы Иисуса были на исходе. Поэтому перед распятием физическое состояние Иисуса было уже серьезно ослаблено, возможно, даже было критическим».
olata
А разве туринская плащаница не дает более-менее верное представление об облике Иисуса? По крайней мере, черты лица, борода, усы. А по поводу креста, который нес спаситель, так это был тот еще крест! Из толстый брёвен, тяжелый! Каково это было тащить измученному человеку под улюлюканье толпы??
piskunova
ladosha! Вы совершенно правы. Так ли важна его внешность? От вымышленного Лентулием описания и полотен знаменитых мастеров до современных оконных витражей — все, что так пленяет глаз, похоже, приводит христианский мир в восхищение. «Образ Христа, обладающий особенной побуждающей силой, должен быть сохранен»,— сказал архиепископ Турина, в чьем ведении находится нашумевшая Туринская плащаница. Так как о внешности Иисуса не говорится во вдохновленных Богом Евангелиях, то чрезмерное внимание к тому, как выглядел Иисус, противоречит самому духу Евангелий.
olata
Человек не может верить без какого-либо вещественного артефакта? Всегда нужно что-то материальное? Чтобы было кому подражать? Лицо Иисуса на полотнах великих мастеров всегда такое притягательное, такое одухотворенное..На то оно и искусство..
Oliuliya
Ну если бы людям было неважно, как выглядел Христос, они бы не сочиняли все это и не выискивали мельчайшие детали его облика. Человеческая психика не может обойтись без подобного, нам нужно представлять образ того, кому мы поклоняемся, молимся и т.д.
Shiga
Скорее всего, христианские каноны образ Иисуса передают верно: худощавый мужчина в возрасте немного за 30, узкое лицо, длинные темные волосы, карие глаза. Прижизненных изображений, уверен, не было и быть не могло - но очевидцы и ученики описание Учителя сохранили, христианское изобразительное искусство появилось достаточно рано.
HelenDov
Мы молимся не Иисусу, как человеку, но Иисусу Богу, Oliuliya. А насчет Его внешнего вида, в Библии написано, что в Нем не было ни вида, ни величия. Ничем он не отличался от людей, живших в то время, но это не главное, главное, что Его жертвой мы имеем спасение.
piskunova
HelenDov! А задумывались ли Вы когда-нибудь нужно ли молиться Иисусу? Действительно, согласно Библии, Иисус занимает на небе очень высокое положение. Но значит ли это, что нам следует ему молиться? Возможно, Вы в числе тех, кто из любви к Иисусу молится ему, но что думает сам Иисус о таких молитвах? Прежде всего, почему вообще я подняла эти вопросы? Потому что в Библии говорится, что «Слушатель молитвы» – Иегова Бог. Поэтому не удивительно, что Божьи служители древних времен, например израильтяне, молились только Иегове Богу – Всемогущему (Псалом 5:2, 3; 65:2, НМ [64:3]). Изменилось ли что-нибудь, когда на землю, чтобы избавить человечество из рабства греха и смерти, пришел Сын Бога Иисус? Нет, по-прежнему молились Иегове. Когда Иисус жил на земле, он сам часто молился своему небесному Отцу и учил делать то же самое других. Вспомни одну из самых известных молитв в мире – образцовую молитву, которую иногда называют Молитвой Господней или «Отче наш». Иисус не учил нас молиться ему; он дал нам следующий образец: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Матфея 6:6, 9; 26:39, 42).
HelenDov
piscunova, вот место из Писания для Вас: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца."(Фил.2:6-12) Вот еще одно место: "И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также." (Иоанна 5:18-19)
piskunova
Означают ли слова «дабы пред именем [«во имя», НП] Иисуса преклонилось всякое колено», что мы должны молиться ему? Нет. Это греческое выражение «указывает на имя, которое объединяет преклоняющих колени, которое сплотило все поклонение. Имя, которое получил Иисус, ведет всех к единому поклонению» («Грамматика идиом Нового Завета» Дж. Б. Уайнера [англ.]). Чтобы молитва была принята, она должна произноситься «во имя Иисуса», но направляться, тем не менее, к Иегове Богу и служить его прославлению. Поэтому Павел говорит: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Филиппийцам 4:6). Подобно тому, как тропа ведет к месту назначения, так и Иисус является «путем», который ведет к Богу Всемогущему. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»,– учил Иисус апостолов (Иоанна 14:6). Поэтому нам следует молиться через Иисуса Богу, а не прямо самому Иисусу.
Изменил(а) piskunova, 07-04-2009 22:58:41
HelenDov
В Едином Боге соединены три Личности, не надо забывать о понятии Троицы, подтверждений в Библии этому не счесть. Вот места, говорящие об Иисусе: " И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь." (Матф.28:18-20) " Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь."(Иоан.8:58)
Blackcat
HelenDov, не забудьте ещё: "Я и Отец - одно", "Кто видел Меня - видел Отца". Как мы видим на небе огненный шар солнца, видим его свет, ощущаем его тепло, и при этом и то, и другое, и третье мы называем солнцем, но не три солнца у нас, а одно. Так же не три Бога, но один - Бог-Отец, Бог-сын и Бог - Дух Святой, составляют Троицу Единосущную и Нераздельную.
SER882
ХРИСТОС сам говорил (не создай себе кумира) думаю ОН понимал для чего их говорил,т.к. имел представление о силе своих слов и дел(то какой неизгладимый след они оставят в истории ,и поэтому предостерегал. мы созданны по образу и подобию(разбирите эти слова) БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ,БОГ ЕСТЬ ИСТИНА , в библии всё напсано верно только от нас требуется расставить правильно всё по местам(подобрать ключ)...
Cosmopolite
По иудейскому обычаю Христос носил бороду и, как назорей, - длинные волосы. У него не было особенной одежды, как, например, у Иоанна Крестителя, который имел одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс. Подобно Своим современникам-иудеям, Он носил обычную шерстяную рубашку – хитон, пояс и плащ, а также обувь – сандалии. Христос порицал излишнюю заботу об одежде, однако, как свидетельствуют Евангелия, Ему не были совсем чужды заботы о теле. Существует мнение, что облик Иисуса Христа должен был быть привлекательным и располагающим к себе. Свидетельство евангелиста Луки, что в детстве Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2, 52), некоторые богословы рассматривают как косвенное указание не только на Его духовное возрастание, но и на телесную привлекательность. От Христа исходила светлая сияющая сила, и это невольно привлекало к Нему людей. Несомненно, что духовная красота Иисуса Христа должна была отображаться и в Его внешнем облике. Евангелисты свидетельствуют, что Иисус Христос производил сильное впечатление на народ. Это было следствием не только Его духовной силы. Особенно выразительным должны были быть глаза Иисуса Христа. В Его взгляде было нечто властное и покоряющее (см. Мк. 3, 5, 34; 5, 32; 8, 33) По свидетельству евангелистов Христос был выносливым и закалил Себя постоянным трудом и бодрствованием, о чем свидетельствует Его обыкновение начинать Свое служение с раннего утра. «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1, 35).
AntonJurash
Что же, в этом вопросе доверяю историческим и религиозным источникам, мужчина с бородкой которого мы видим на всех иконах!