Просмотр темы

Чему поклоняемся ?

olata
Тут бы с собой разобраться, прежде чем помогать другим. Тем более, многие люди очень любят жаловаться на жизнь, судьбу и т.д. Тут меня больше привлекает пословицы: "На Бога надейся, да и сам не плошай", "У Бога нет рук, кроме твоих". А кто в одиночку выстоит, того вера будет крепка по-настоящему.
Bilkis
Как жировала Русская православная церковь ПОКРОВ Дмитрий В 1918 году Советская власть практически вышвырнула Русскую православную церковь из государства. Но спустя десятилетия попы практически вернули себе былое положение воспользовавшись забывчивостью (или глупостью?) российского народа. Остается надежда, что память вернется к людям и попам придется не сладко, пусть и не так как 90 лет назад. А пока давайте освежать эту самую память, что бы понять почему же так досталось в свое время православной церкви, которая сейчас пытается позиционировать себя невинной жертвой лихих годов. Какие бы беды не обрушивались на Русь-Россию они практически никак не задевали РПЦ, более того, почти всегда она получала из этого определенную выгоду. Так, в течении всего пресловутого татаро-монгольского ига духовенство было освобождено от каких-либо выплат дани "завоевателям" на основании "Жалованной грамоты" выданной ханом Менгу-Тимуром митрополиту Киевскому и Владимирскому Кириллу в 1267 году, где, в частности, писалось: Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, чтобы они правым сердцем без печали молили Бога за нас и за всё наше племя и благословляли нас, не надо с них ни дани, ни пошлины - ни ханской, ни ханшиной; никто не смеет занимать церковных земель, вод, огородов, мельниц; никто не смеет брать на работу церковных людей. Никто не смеет взять, продать иконы и другие богослужебные вещи. Кроме того, от налогов освобождались и члены семей священников, живущих вместе с ними. Итогом такой милости ханов стало то, что за 200 лет православное духовенство увеличило свое земельное богатство путем основания монастырей (за монгольский период их было построено около 200) и обзавелось значительной рабочей силой (монастырские работники также не облагались налогами, что привлекло к монастырям большое количество крестьян). Так благодаря "злым" монголам была заложена основа материального могущества РПЦ. После того, как власть Золотой Орды канула в Лету, церковь продолжила увеличивать свои земельные и рабовладельческие потенциалы, получая в свое распоряжение целые села и волости. Так в середине 17 века за 476 монастырями, было закреплено более 80 тысяч крестьянских дворов. И это не считая архиерейских и патриарших владений! А к 1760 году церковным учреждениям принадлежало почти миллион душ, что составляло более 13% всего населения России. В 1764 году Екатерина II произвела секуляризацию церковных владений, забрав в пользу государства большое количество земель и более 900 тысяч крестьян без всяких выкупов и компенсаций. Одной из причин подобного шага стали частые волнения церковных рабов. Так, например, в 1748 году взбунтовалось 11 тысяч вятских монастырских крестьян, а в 1762-1764 гг. произошло крупное восстание далматовских монастырских крестьян, вошедшее в историю под названием "дубинщина". Все эти многотысячные бунты (так в начале правления Екатерины II бунтовало 100 тысяч монастырских крестьян) происходили не от хорошей жизни. Дело в том, что "доброе" духовенство, кроме облаганиями различными повинностями, не гнушалось наказывать свое живое имущество, широко применяя денежные штрафы, порку батогами и плетьми, заковывание в оковы и цепи, различные пытки и истязания и т.п., тем самым, видимо, пропагандируя христианские ценности. Но даже после екатерининской акции церковь продолжала наращивать свое богатство в виде земель. Так государство взяло на себя обязанность выделять каждому причту (трудовой коллектив при церкви включающий в себя священнослужителей и церковных служителей) от 40 до 140 га земли в зависимости от местности, а каждому монастырю от 140 и более гектаров. Кстати, монастырям к тому же отдавалось минимум по одной мельницы из казенного владения (если была таковая возможность) и место рыбного промысла, а причтам полагалось финансирование из государственного бюджета (в 1902 году, например, на это было отпущено 10,5 млн. рублей). Кроме того, церковь владела и зданиями не только в виде храмов, но и строениями под склады, гостиницы и даже меблированные комнаты. То есть духовенство занималось наживой на ренте и аренде. По идее на землевладении и домовладении РПЦ могла бы существовать безбедно. Добавим к этому мзду за различные требы (молебны, панихиды, крестины, венчание и т.п.) и кружечный и кошельковый сборы (пожертвования, собираемые во время служб) и картина рисуется довольно неплохая. Что бы понять о каких суммах идет речь, приведу минимальные расценки на требы (а они были обязательны для всех православных!) в начале 20 века: 50 копеек стоили крестины, 3 рубля - похороны и 5 рублей брали за венчание и кружечно-кошельковый доход Священного Синода 1902 года, который составил более 6 млн. рублей. Конечно, приход, находящийся в малонаселенном и бедном месте капиталов не сколачивал, тем более кружечный и кошельковый сбор принадлежал епархиальным управлениям, а не приходу, поэтому было не редко, что сельские попы влачили жалкое существование. Но неравенство существует во всех классах и прослойках общества, даже в паразитирующей его части. И, само собой, между высшим и низшим духовенством была большая разница по части доходов. Давайте сравним. Со времен Николая I духовенство стало получать постоянное жалование из государственной казны. Так митрополит Московский 100 лет назад получал только ежемесячного жалования 500 рублей плюс более 300 рублей на питание. Его питерский и киевский коллеги имели зарплаты чуть меньше - около 400 рублей в месяц, но на пожрать им выдавали такую же сумму. А вот рядовым священнослужителям везло меньше. Так "работники" рядовых причтей, которым полагалось жалование, в 1910 году получали примерно следующую месячную зарплату: священники от 12 до 50 рублей, диаконы в среднем 12 рублей, псаломщики от 10 рублей. Это были как бы гарантированные доходы, к которым приплюсовывались мзда за требы и, частенько, плата за преподавание закона божиего*. Для сравнения приведем средние ежемесячные доходы рабочего и крестьянина Европейской части России столетней давности - 20 и 12 рублей соответственно. Вообще, царская Россия кроме выплаты жалований оказывала и другие финансовые поддержки РПЦ. Так через ведомство Святейшего Синода в 1910 году прошло 34.195.217 рублей, которые, кроме зарплаты духовенству, пошли на поддержку монастырей, изготовление церковных орденов и на другие сопутствующие православной жизни расходы. Добавляем к этому различные сборы с паствы, типа уже упомянутых кружечных сборов, различных пожертвований, а также доходы с имений и оброков. Эти статьи ежегодно приносили церкви около 40 млн. рублей. Еще одной доходной статьей у РПЦ были проценты с капиталов размещенных в ценных бумагах, которые, например, в 1906 году составили около 2,5 млн. рублей чистой прибыли. И это только верхушка айсберга доходов дореволюционной Русской православной церкви. Кроме общецерковных прибылей не стоит забывать т.н. местные доходы церквей и монастырей. В качестве примера приведем Валаамский монастырь, который в год зарабатывал порядка 200 тысяч рублей на собственных пароходах, процентах от капитала, свечного сбора и т.п. И все это оставалось на месте, у валаамских монахов. Добавим к этому доходы с треб - и перед нами монастырь-миллионер! Куда же девались все эти деньги? Как их тратила РПЦ, кроме размещения их в ценных бумагах и в вечных вкладах? На строительство храмов? Сомнительно, т.к. тогда почему многие церкви возводились за счет пожертвований паствы или при поддержке государства, когда у РПЦ хватило бы финансов на постройку сотен культовых сооружений за свой счет (на возведение среднего храма требовалось около 150 тысяч рублей, если, например, к началу XX в. капиталы всех церквей Ярославской епархии составляли 5,5 млн. руб., то на эти деньги можно было бы понастроить десятки храмов)? Может на богадельни, больницы и другие благотворительности? Давайте рассмотрим этот момент. Вернемся в 1902 год. На тот момент России существовало 11040 благотворительных учреждений. Из них к Ведомству православного вероисповедания относилось… всего 1697. Ужель слухи о великой благотворительной миссии дореволюционной РПЦ преувеличены? Само собой. Более того, если учесть, что благотворительность церковники осуществляли за счет пожертвований прихожан, то вырисовывается довольно неприглядная картина. Еще интересно вот что. Общее число приходских попечительств при православных церквах к 1902 году составляло более 19 тысяч, но только половина из них предоставило сведения о своей деятельности, которая в основном заключалась в поддержании церковных строений и содержания церковно-приходских школ. И лишь 4135 приходов содержали богадельни (1027 штук) и больницы (284 штуки). Грубо говоря три прихода на одну богадельню или больницу. Может больницы были гигантские? Да нет, эти самые 284 больницы были рассчитаны на 2824 места. Вычисляем и оказывается в среднем одна больница вмещала в себя максимум 10 человек! С богадельнями та же история - их средняя вместимость оказалась 12,5 пансионера. Масштабы православной благотворительности просто поражают. Поражают и суммы, которые приходские попечительства при православных церквах бросили на благотворительность в предыдущем, 1901 году - 667 тысяч рублей. Притом общие их расходы составили 1.808.552 рублей. На что же ушли почти 1 млн. 200 тысяч рублей? На поддержание церковных строений и содержания церковно-приходских школ? По таким мелочам иерархи церкви не особо любили отчитываться, как, в принципе, и сегодня. К рубежному 1917 году Русская православная церковь подошла крупнейшим землевладельцем и владельцом недвижимости, хозяином многочисленных пароходов, имея в своем распоряжении заводы и мельницы, рыбный и лесной промысел, гигантские капиталы, которые насчитывали миллиарды рублей и незыблемую многовековую власть, которую не могли пошатнуть никакие реформы разных царей и цариц. Хищные зубы православия настолько глубоко и настолько долго были вонзены в тело России, что РПЦ думала, что это на века и поэтому никакие революции не сгонят ее с насиженного места. Когда в феврале свергли царя, попам показалось, что все останется для них как прежде и даже станет лучше, т.к. наконец-то обрушился 200-т летний "гнет" самодержавия над церковным мирком (это сейчас попы типа за монархию и Романовых горой стоят). Недаром послание Синода касательно отречения Николая Романова от престола начиналось словами Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути… И недаром в разных концах Российской империи попы читали проповеди во славу Временного правительства. И поэтому для церковников стали шоком мартовское постановление Временного правительства об уравнивании всех вероисповеданий и изъятие у церкви всех церковно-приходских школ. Но это уже другая история... Итак, к Октябрю 1917 года, несмотря на некоторые урезания в ее положении (хотя Временное правительство в тоже время не отказывало в спонсорской помощи), Русская православная церковь оставалась самой богатой организацией России и, одновременно, самой жадной. Но так как сам бог велел делиться, а попы не хотели это делать, то новой Советской власти пришлось к этому принудить жадин, а тут и месть народная не заставила себя ждать - кровопийцы получили сполна. Но это тоже другая история. * - В некоторых епархиях существовали причти, которым жалование не полагалось. К ним относились все столичные причти, а так же некоторые провинциальные. Так штатный причт Канского Спасского Собора, состоящий из протоирея, двух священников, диакона и двух псаломщиков жалования не получал и спассособорцы зарабатывали исключительно на требах и законоучительстве в учебных заведениях Канска. Оклад за законоучительство был 2 рубля 50 копеек в месяц за одно учебное заведение (с 1912 года повысился до 4 рублей. Но и тут были исключения - в некоторых местах попы за Закон Божий могли получать до 16 рублей в месяц). Использованная литература М.Горчаков "Монастырский приказ" (СПб., 1868). "Объяснительная записка к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1913 г." (Пг., 1914). Н.Рубакин "Россия в цифрах" (СПб., 1912) А.Карташев "История Русской церкви" (М., 2004) "Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник" (СПб, 1995) Интернет-источники www.kansk-orthodoxy.ru www.vmeremina.narod.ru Что скажете ?Smile
HelenDov
Belkes, Вы хотите критики РПЦ? Я не приверженец этой церкви, мало того, я знаю недостатки учения, но "Не судить" - заповедь для всех дана зачем же акцент на ошибках людей делать? К сожалению, люди - не святые, и они не спасают, только Бог, так что предпочла бы смотреть на Бога, Его дела, а не на людей. А истинно верующих людей можно найти в любом течении, это восхищает.
Bilkis
Критики РПЦ? - Нет.Я хочу трезвого мнения. Такие сведения знать не помешает,вы же среди людей живёте,многие в нашей стране ходят именно в РПЦ.А Богу религии не нужны.Вера в Бога ещё ни о чём не говорит - главное жить по-божески(А истинно достойных уважения людей можно найти в любом течении и религии, это восхищает).Smile
olata
Тут я с Belkes абсолютно согласна. Сейчас не встретишь "бедствующую" церковь. Может быть, просто время такое или таковы законы развития. Не знаю. Могу только вспомнить нищенствующий орден монахов-францисканцев. Помните, в "Имени Розы" Умберто Эко?
HelenDov
Belkes, Богу точно религии не нужны, а лишь наша вера! Если веришь, то и живешь по-божески. Потому, говоря слово "вера" , подразумеваю всегда веру в действии, не сухую, не мертвую религию, как исполнение обрядов и традиций, а образ жизни, когда знаешь Бога, чтишь Его, чувствуешь, что Он ведет тебя по жизни.
Millisent
Belkes, я читала другие работы этого автора. По тем темам, которые мне хорошо знакомы, могу сказать, что он передёргивает факты и выдаёт ложь за истину. Кроме того, он явно симпатизирует тем силам, которые даже сегодня готовы сжить православие с лица земли. Я бы проверила всё написанное, прежде чем этому верить.
Bilkis
Millisent,вы уверены ,что автор передёргивает ? Сами-то видели батющек старцев,каких на иконах пишут ?Много видели? Я знаю священников другими(это хороший личный опыт,поскольку в своё время я собиралась стать монахиней). Патриарх призвал защищать веру ракетоносцами. Обеспечение обороноспособности России должно подкрепляться защитой православных ценностей. Об этом, как передает ПОЛИТ.Ru, заявил на встрече с работниками «Севмаша» в Северодвинске патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Не надо стыдиться ходить в храмы, учить православию своих детей. Тогда нам будет что защищать своими ракетоносцами», — подчеркнул патриарх. Он отметил, что «Севмаш» сегодня «играет самую решающую роль в сохранении мира и обеспечении обороноспособности нашей страны». Предприятию, по словам патриарха, несмотря на все сложности постперестроечного времени, «удается сохранять основу нашего Северного флота». При этом сохранение производства, считает глава РПЦ, «никак не связано с теми идеалами, которые сегодня усиленно насаждаются в сознание нашего народа, — культом экономической прибыли, материального благополучия. Я глубоко убежден, что свободные экономические отношения оптимально обеспечивают развитие производства, но как важно в этих условиях не потерять то, что заложено в нашей духовной и культурной традиции, не поддаться на соблазн рыночного прагматизма, который все меряет на деньги, — отметил патриарх Кирилл. — Россия сегодня действительно стала рыночным государством, но как важно при этом не стать рыночниками в душе». По словам предстоятеля, «философия жизни по голосу инстинкта, стремление все мерить на деньги может разрушить страну даже при условии самого надежного ядерного щита». Советский Союз «был разрушен без единого выстрела». «И ни одна ракета из ваших ракетоносцев при этом выпущена не была», — сказал патриарх, обращаясь к военным морякам. Он добавил также, что «в условиях интеграции России в мировую экономику мы должны особо крепить национальное самосознание и нашу систему ценностей». «Мы не бумажный суверенитет охраняем, но суверенитет своих ценностей», — заключил глава РПЦ. Напомним, пастырский визит патриарха Кирилла в Архангельскую область начался с посещения Соловецкого монастыря. Патриарх совершил заупокойную литию на месте казни заключенных Соловецкого лагеря и молебен новомученикам. После возвращения патриарх продолжил визит посещением областного центра и Северодвинска. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения Соловков обнаружил музейные документы, свидетельствующие о том, что его дед в течение 30 дней находился в штрафном изоляторе на Секирной горе. Накануне предстоятель осмотрел ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской». Патриарх подарил экипажу атомного подводного крейсера большую икону Божией матери, пожелав, чтобы она «хранила всех, кто отдает свою жизнь во славу Отечества», а также раздал всем членам экипажа маленькие бумажные иконки Спасителя с патриаршим благословением. Утром в воскресенье глава РПЦ совершил Божественную литургию на центральной площади в центре Архангельска, где вместе с ним помолились 12 тыс. человек. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/40...
Ariakan
в своё время я собиралась стать монахиней - до чего людей доводит жизнь Shock
Bilkis
Вообще-то не жизнь,а мировоззрение и душевный порыв. А православие сильно охладило мой душевный порыв.Поэтому тут уместнее сказать не "до чего людей доводит жизнь",а до чего людей доводит христианство(а ещё точнее-святая братия)...
HelenDov
Belkes написал: Вообще-то не жизнь,а мировоззрение и душевный порыв. А православие сильно охладило мой душевный порыв.Поэтому тут уместнее сказать не "до чего людей доводит жизнь",а до чего людей доводит христианство(а ещё точнее-святая братия)...
Истинное христианство прежде всего предполагает концентрацию внутреннего вхора на Иисуса, тогда такие вещи, как чьи-то грехи или обиды, причиненные тебе, не цепляют и не задевают, а побуждают ходатайствовать в молитве за этих людей.
Millisent
Belkes, я много кого видела. Могу точно сказать, что облик "старца с иконы" в современное время может выглядеть совершенно иначе. Для того, чтобы быть истинным православным, совсем не обязательно быть нищим, голым и босым. Нужно быть человек, прежде всего, умным, добрым, порядочным. И неважно, что современный "старец" ездит на крутом джипе и пользуется супер навороченным ноутбуком... Главное, что он помочь тебе может в самую трудную минуту. Все отвернутся, а он - поможет.
olata
Millisent написал: Belkes, я много кого видела. Могу точно сказать, что облик "старца с иконы" в современное время может выглядеть совершенно иначе. Для того, чтобы быть истинным православным, совсем не обязательно быть нищим, голым и босым. Нужно быть человек, прежде всего, умным, добрым, порядочным. И неважно, что современный "старец" ездит на крутом джипе и пользуется супер навороченным ноутбуком... Главное, что он помочь тебе может в самую трудную минуту. Все отвернутся, а он - поможет.
Мне что-то не повезло быть свидетелем реальной помощи от владельца джипа. Скорее, сам обездоленный бескорыстно протянет тебе руку помощи. Меценаты, да, есть. А налоговые льготы они за это не получают?
Millisent
olata, Вы понимаете - священники такие же люди, как и мы с Вами. Всем помочь они не могут, а тем кому могут - помогают по мере сил и возможностей. Поверьте мне, это нормально. К тому же, все забывают вот о чём: священники призваны помогать нашим душам, а не телам. Если уж на то пошло, христианство материальные-то ценности отметает, и ждать, что те, кто несёт это христианство на себе, вдруг начнут всех деньгами снабжать - это немного глупо. За деньгами лучше обращаться к Богу. Если есть истинная вера и на то будет Его воля - то это вполне реально. Если нет, то рассуждать о том, как и кому священники помогают, по-моему, бессмысленно.
Bilkis
Я вот абсолютно не понимаю,каким образом священник помогает душе ? По-моему их самих спасать нужно.Сатана,которым все так пугают,давно поселился в христианских церквях и наслаждается жизнью.А овцы-прихожане только и знают наматывать себе лапшу на уши и блеять заученные цитаты, в которые - складывается впечатление - совершенно не вникают...(Думаю,вопрос о материальных ценностях тут не стоял как таковой.)
olata
Всякая вера изначально предполагает именно спасение души, человек приходит к какой-то религии в поисках смысла жизни. А вот что, "За деньгами лучше обращаться к Богу", честно скажу, для меня несколько неожиданно!
Millisent
Belkes, исходя из того, что Вы говорите, я могу сделать только один вывод - настали последние времена. На самом деле, священники, отпуская наши грехи, очищают наши души, ну, и отчасти наставляют на путь истинный. Я бы сказала, что чисто практически они более компетентны в этом вопросе. А вообще не надо никого судить. Силой ведь в церковь никто никого не загоняет. Да и священника себе по душе всегда можно выбрать. Я тоже не от многих в восторге. Если вижу, что человек, пусть и при сане, несёт откровенную чушь, в жизни к нему не подойду. olata, ну, про деньги это я от статьи про "жирование церкви" оттолкнулась. В принципе, если Вам так будет понятнее: вся материя нашего мира легко трансформируется по молитве. И если кому-то так тяжко, что он готов считать, на сколько батюшка с утра покушал и сколько на бензин потратил, то пусть уж лучше пойдёт и помолиться о том, чтобы и у него было на что покушать.
olata
Millisent написал:... olata, ну, про деньги это я от статьи про "жирование церкви" оттолкнулась. В принципе, если Вам так будет понятнее: вся материя нашего мира легко трансформируется по молитве. И если кому-то так тяжко, что он готов считать, на сколько батюшка с утра покушал и сколько на бензин потратил, то пусть уж лучше пойдёт и помолиться о том, чтобы и у него было на что покушать.
Или поработать...руками или голоаой...
HelenDov
olata написал: Всякая вера изначально предполагает именно спасение души, человек приходит к какой-то религии в поисках смысла жизни. А вот что, "За деньгами лучше обращаться к Богу", честно скажу, для меня несколько неожиданно!
Да, Бог по молитве не оставляет без пропитания и одежды - неоднократно наблюдала это в своей семье. Хотя сижу в декрете и у меня трое детей, но никто из нас не знает, что такое голод и "босоногость", Бог всегда дает все необходимое для жизни. "А имея пропитание и одежду" будем довольны, так написано в Библии. Важно заботиться в первую очередь о своей душе, устремлять каждый свой день взгляд на Бога, тогда Бог будет заботиться о вашем благополучии.
olata
Я читаю "Отче Наш.." именно в минуты душевного смятения, когда тревоги и сомнения просто покою не дают. И когда хорошо, благодарю Бога за милость и заботу. В принципе, в самой этой молитве и есть уже просьба о материальных благах..